Новости

С 1 января 2015 года вступит в силу закон об основах социального обслуживания, который расширит возможности предпринимателей. Уже в этом году правительство приступило к формированию государственной стратегии в сфере социального бизнеса. О том, что сегодня предпринимается для поддержки этого вида предпринимательства, "Российской газете" рассказал директор направления "Социальные проекты" Агентства стратегических инициатив Владимир Яблонский.

Российская газета: Владимир Борисович, уже три года вы занимаетесь развитием социальных проектов. В чем основная сложность продвижения социального предпринимательства?

Владимир Яблонский: Все эти годы мы много работали над продвижением на федеральном уровне социального предпринимательства, впервые представляя его как комплекс, объединяя активность бизнеса, некоммерческих структур, региональных властей. Удалось запустить целый ряд модельных проектов, в частности в дошкольном и дополнительном образовании. Мы рады, что вместе с нами работают практически все деловые и общественные организации.

С 2012 года АСИ реализует проект по созданию Центров инноваций социальной сферы" (ЦИСС). За два года мы растиражировали эту практику в 14 регионах РФ. Сегодня ЦИСС открыты более чем в 20 городах. С прошлого года по инициативе АСИ минэкономразвития предоставляет субсидии на создание и обеспечение деятельности региональных ЦИСС. В этом году при поддержке АСИ создана Ассоциация ЦИСС для координации, открытия новых центров, обмена информацией, поддержания стандарта деятельности.

РГ: Говоря о поддержке социального предпринимательства, вы упомянули ЦИСС, минэкономразвития России и, собственно, АСИ. Какие еще каналы существуют?

ВЯ: Конечно, нельзя опираться только на один канал поддержки. Для нас очень важно софинансирование - таким образом регион показывает свою заинтересованность в развитии социального предпринимательства. За эти годы нам удалось привлечь к реализации и поддержке наших проектов как региональную власть, так и бизнес-элиту в лице крупного и среднего бизнеса.

К реализации проекта ЦИСС в 2013 году подключились российские бизнес-структуры. Подписаны соглашения о взаимодействии с "Русалом" и УРАЛСИБом. Эти и другие крупные корпорации поддерживают и конкретные проекты социальных предпринимателей и программы.

Минфин уже разработал законопроект о дополнительных преференциях по налогу на прибыль организаций и налогу на добавленную стоимость для организаций, оказывающих социальные услуги. Министерство образования разработало проект постановления Правительства "Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым частным бизнесом в коммерческих банках для реализации инвестиционных проектов по развитию образовательной системы РФ".

РГ: Вы сказали, что развитие социального предпринимательства в России имеет четко выраженную региональную специфику. В каких субъектах РФ лучше всего получилось развернуть это направление?

ВЯ: В Омской области нам оказал поддержку губернатор Виктор Назаров. Власти Красноярского края совместно с "Русалом" сейчас ведут разработку программы поддержки социального предпринимательства. Планы по созданию подобной совместной программы есть в Пермском крае. Ханты-Мансийский автономный округ также активно поддерживает социальных предпринимателей. По всей стране региональные власти внимательно относятся к инициативам АСИ и охотно идут на партнерство.

РГ: Как вы считаете, в каких сферах активнее всего сегодня развивается социальное предпринимательство?

ВЯ: В России самые распространенные проекты социального предпринимательства - в сфере дошкольного образования, развития детей, детского досуга. Многое удалось сделать, чтобы открыть данные сферы для необходимых изменений. Однако только бюджетной поддержки в обеспечении детей дошкольным образованием сегодня недостаточно. Президент неоднократно говорил о необходимости развития и негосударственного сектора. Это связано и с недостаточным бюджетным финансированием и где-то с неполным качеством услуг. Современные требования растут, а госсектор часто за ними не успевает.

РГ: Расскажите о наиболее успешных проектах АСИ, в каких сферах они реализуются?

ВЯ: Пример успешного проекта в дошкольном образовании - "Билдинг-сад", который с успехом был подхвачен в Самарской, Московской, Ульяновской областях, Якутии. В Ульяновской области принят закон N103-ЗО от 31.08.2013 г., предусматривающий выделение субвенции на поддержку негосударственных дошкольных организаций. Комплексная реализация этого проекта позволила за 2012-2013 годы создать 4039 мест в детских садах.

В сфере детского досуга было запущено два основных проекта. "Мастерславль" - в основе которого семейные досуговые центры нового формата, развивающие творческие способности детей, трудовые навыки, умение работать в коллективе. Семейный досуговый центр представляет собой модель города, в котором каждое здание это мастерская определенного профиля (почта, электросетевая компания, служба уборки, автоцентр и т.д.). В 60 мастерских города детей в возрасте от 4 до 15 лет знакомят с основами 100 различных профессий. Работа в мастерских осуществляется под руководством наставников (студентов и выпускников профильных учебных заведений). В центре проводятся мастер-классы и курсы профессиональной ориентации. Дети знакомятся с работой банков, налоговой, миграционной, пожарной и других служб города.

"ИнноПарк" - проект по созданию сети музеев науки или научно-развлекательных комплексов для детей, являющихся площадками научно-технического творчества и современного неформального дополнительного образования детей. В таких музеях проходят интерактивные экскурсии и занятия по направлениям: естественные науки (физика, химия, экология) робототехника, 3Д-моделирование, электроника, анимация. Центр также выступает как профориентационная площадка, задача которой увлечь, заинтересовать наукой, технологиями, инновациями. Первый научно-развлекательный музей "ИнноПарк" уже действует в ЦПКиО "Сокольники".

Но, как уже сказал, АСИ создает условия - помимо ЦИСС, это модельная программа по развитию негосударственного сектора в дошкольном образовании для регионов, ряд других программ.

РГ: Социальное предпринимательство в России - это не только история успеха, но и постоянные вызовы. С какими проблемами пришлось столкнуться?

ВЯ: Одна из главных проблем - законодательная. Существующие законы не учитывают специфику этого сектора, а предприниматели не готовы заниматься социальными проектами из-за большого числа барьеров. Необходимы изменения, связанные с правовым регулированием социальных предпринимателей.

Сегодня у социального предпринимательства ограниченный доступ к источникам финансирования. Необходимы налоговые льготы, субсидирование части процентных ставок - все эти изменения необходимо внести в бюджетное и налоговое законодательство.

Такие секторы фактически закрыты для конкуренции со стороны негосударственных предприятий. Это снижает эффективность решаемых здесь задач. Требуется также откорректировать и отраслевые нормативно-правовые акты. Кроме того, отсутствуют стандарты по оценке результатов деятельности социальных предпринимателей.

Среди перспективных проектов АСИ сейчас разрабатывает комплекс мер по развитию экосистемы социального предпринимательства. Мы видим свою задачу в увеличении количества социальных предпринимателей в РФ к 2020 г. - в десятки раз.

РГ: Вы часто участвуете в международных мероприятиях по социальному предпринимательству, в частности возглавляли российскую делегацию на форуме в Гавре по позитивной экономике. Какие международные тенденции стоило бы нам заимствовать?

ВЯ: Недавно, выступая на одном таком международном форуме, я говорил, что если в Евросоюзе социальное предпринимательство занимает около 10-15% рынка услуг в социальной сфере, то в России его доля пока составляет около 1%. Однако при плановой реализации мер поддержки уже в 2020 году количество социальных предпринимателей в нашей стране может достигнуть 100 тысяч человек, что почти в тысячу раз больше, чем в прошлом году. Я считаю важным проведение подобных форумов и в России, такие мероприятия очень важны для популяризации социального предпринимательства в стране.

Что касается международных трендов, то сейчас усиливается внимание и поддержка социальных предпринимателей со стороны государства. Причем это характерно не только для стран G-7, но и для партнеров России по группе БРИКС. Это говорит об эффективности предпринимателей в решении социальных задач. Это международный тренд, и Россия из него не выпадает.

Во-вторых, усиливается роль такого направления в инвестировании, как social impact investing - социальные инвестиции, инвестиции социального воздействия. В России в социальном инвестировании в основном задействован крупный бизнес, но в регионах интерес к инвестированию в развитие социальной сферы местного сообщества существует со стороны средних и даже мелких предпринимателей.

В-третьих, развиваются процессы стандартизации деятельности социальных предпринимателей.

Возможно, следует воспользоваться председательством России в БРИКС в 2015 году и инициировать в совместную повестку группы вопросы развития социального предпринимательства, инноваций в социальной сфере.

РГ: Как, на ваш взгляд, будет развиваться социальное предпринимательство в ближайшие годы?

ВЯ: Набор задач у социальных предпринимателей в России достаточно широк, и он не изменится. Другое дело, что усилится роль социальных предпринимателей в решении таких задач, как проблемы инвалидов, помощь пожилым, работа с трудными подростками, безработица, поддержка образования, развитие культуры. Социальный бизнес готов и должен помогать государству в решении основных социальных задач. Потребность в такого рода проектах, особенно на территориях, сегодня высока, и она будет только расти.

Досье

1970 - родился в Москве.

1992 - окончил Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта имени Ф.Э. Дзержинского по специальности инженер-системотехник. Кандидат экономических наук.

1993 - создал Информационно-аналитический центр (ИАЦ) Департамента образования города Москвы.

1993-2011 - под его руководством велись работы по информатизации образовательных учреждений, развитию телекоммуникационной сети, модернизации системы профессионального образования на базе современных технологий, созданию системы профориентации детей, повышению квалификации в области ИТ.

2011 - перешел на работу в Агентство стратегических инициатив, где занял пост директора направления "Социальные проекты".

Дословно

Наталья Ларионова, директор Департамента развития малого, среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития:

Было выделено два определяющих момента, которые отличают социальных предпринимателей от других.

Во-первых, это занятость социальной категории населения, когда предприниматели берут на работу инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до трех лет, выпускников детских домов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Причем не важно, какой это вид бизнеса, социальным его делает привлечение не менее 50% сотрудников из незащищенных категорий населения.

Второй определяющий фактор - это когда сам вид деятельности, которой занимается предприниматель, носит социальный характер и, как правило, не предполагает высокую маржинальную доходность. Если бизнес подпадает под одну из этих категорий, предусмотрена специальная субсидия до 600 тысяч рублей.

Цифра

1 процент занимает социальное предпринимательство на рынке услуг в социальной сфере

Экономика Бизнес Общество Соцсфера Соцзащита Госфонды и контрольные органы Агентство стратегических инициатив