Новости

12.12.2014 00:07
Рубрика: Культура

Старая сумочка на голове

В Открытой галерее показывают "Стимпанк кутюр"
Среди новогодних сюрпризов, которые готовят зрителям галереи, выставка "Стимпанк кутюр" в Открытой галерее (Трубниковский пер., д. 22, стр. 2) - одна из самых остроумных и по-театральному зрелищных. Проект приехал из Измирского университета, где на отделении моды и дизайна работают дизайнер Йорн Фрёлих, доцент Дилек Химам и аспирантка Элиф Текжан, равно увлеченные стимпанком и ретрофутуризмом.

На выставке можно увидеть наряды, в которых платья с корсетами, турнюрами и высокой шнуровкой (всё, как полагалось в строгую Викторианскую эпоху) снабжены не только панковскими булавками, но также велосипедными цепями и украшениями, в которых мирно соседствуют ключи и болты. В день открытия можно было примерить шляпку из старой сумочки, с романтическими завязочками под подбородком и вуалью, плавно превращающейся в цветник на голове. Кисейные барышни, примерявшие шляпки, выглядели вполне нежно. Для тех, кто прошляпил открытие, предусмотрена компенсация - показ мод в ретростиле, снятый в манере немых фильмов начала века. Стилизация и съемка - Йорна Фрёлиха. Неовикторианский шик - от него же. Отдельная радость - куклы, созданные Элиф Текжан. Часть из кукол похожа на пиратов из "Острова сокровищ" Стивенсона, часть - на нашего Самоделкина, часть - на панкующих роботов, ушедших на вольные хлеба от своих хозяев, окончательно отчаливших в свой виртуальный компьютерный астрал с планшетами - смартфонами - мобильниками.

Но понятно, ставить знак равенства между викторианской стилистикой и стимпанком - опрометчиво. Все же дамы времен королевы Виктории не украшали себя латунными замками, ключами и велосипедными аксессуарами. Это - веяние новейшего времени, конца ХХ - начала ХХI века, когда в ответ на мрачный пессимизм киберпанка, зарифмовавшего технологический прогресс с замусориванием планеты и мозгов, появился ироничный стимпанк. Стим - от английского слова steam, то есть "пар". Словом, стимпанк - это панк, каким он мог бы быть в эпоху пароходов/паровозов/паровых двигателей, когда промышленный прогресс еще не грозил ядерным апокалипсисом... Он родился поначалу из любви к книжкам Жюль Верна, к фантастике, которую когда-то условно называли "научной". А потом потихоньку "панк эпохи паровых машин" расширял поле действия, превратившись в достаточно влиятельную субкультуру, питающую фильмы, моду, дизайн. Насчет влиятельности и значимости - это не для красного словца. Первая музейная выставка искусства стимпанка была организована в 2009 году, и не где-нибудь - в музее истории науки в Оксфорде, славящемся своей коллекцией научных приборов и инструментов. Так что Измирский университет, исследователи и дизайнеры которого сделали выставку моды стимпанка, не первопроходцы, но продолжатели изучения очень любопытной, живой темы.

Спрашивается: что же в ней такого любопытного, кроме железяк и обаяния Викторианской эпохи? Почему вдруг по всему миру немцы, турки, французы, финны исполнились любви к Викторианской эпохе? С чего бы вдруг в начале ХХI века вроде бы недавняя эпоха промышленной революции, которую в школе еще пятнадцать лет назад изучали как начало современности, превратилась если не в "Золотой век", но в объект ностальгического любования?

Идея вторичной переработки, повторного использования старых курток, гвоздей, циферблатов дает шанс для ироничных решений, впечатляющих не только сценической яркостью, но и актуальным экологическим месседжем.

Идея альтернативной истории, пытающейся наметить заново пути из индустриальной эры, минуя опасности ядерного века, похожа, конечно, на игру. Мол, исходные условия для строительства вашей новой цивилизации - отсутствие компьютеров, нефтяных вышек, ядерного оружия и захоронения ядерных отходов...