Закончился первый этап нашего чемпионата родного по футболу. Осенний футбол плавно перешел в зимний. Закутанные в куртки и пальто тренеры вызывали тревогу за их здоровье. Футболисты повесили на гвоздь не только бутсы, но также свитера и варежки.
Перерыв.
Результат, в общем, предсказуемый. "Зенит" лидирует в турнирной таблице, а его нападающий Халк - в списке бомбардиров. И тот и другой лидируют уверенно: семь очков, отделяющих "Зенит" от ЦСКА, - это серьезно. На третьем месте - "Динамо". Может, немного непривычно видеть дальше "Краснодар", но затем - привычные лидеры: "Локомотив", "Спартак", "Рубин"...
Как пишут спортивные журналисты: "решающие баталии начнутся весной". Тогда же и закончатся. По велению футбольных чиновников Россия оставлена на лето без футбола.
Еще раз, потому что это важно: летом нынче в футбол в нашей стране не играют. Потому что решили: надо, чтобы наши трансфертные окна совпадали с европейскими. Чтобы удобнее было продать-купить игроков. Поэтому должен футбол превратиться в зимний вид спорта: игроков одеть в свитера и шапки, мячиком играть не белым, а красным, чтобы лучше был виден на фоне снега...
Мы привыкли к этому. Мы смирились. Вроде так оно и надо.
Вы видели, как играют в футбол в конце ноября - начале декабря в Уфе или Томске? И вам правда кажется, что эта борьба не с соперником, а с полем - это и есть великая игра?
Наши тренеры как "Отче наш" выучили такое удивительное словосочетание: "тяжелое поле". И, давая интервью после практически каждого осенне-весеннего матча, тренеры уже даже не кивают на проблемы с полем, а просто констатируют: "тяжелое поле".
Слушая эти бесконечные вздохи, я вспоминаю великую фразу Булгакова: "Разруха не в клозетах, а в головах".
Поле почему тяжелое? Может быть, кто-то не ожидал, что в ноябре - декабре (а также в марте, когда чемпионат возобновится) на большей части территории России - тяжелые поля? Может быть, кто-то не предполагал, что не только в Уфе, но также и в Санкт-Петербурге, и в Москве в футбол лучше играть летом?
Как говаривал все тот же булгаковский профессор Преображенский: "Не может быть". Просто кто-то решил: ничего не случится с этими болельщиками - смирятся.
И мы смирились. Знаете, с чем мы смирились, дорогие коллеги-болельщики? С тем, что нас лишили зрелища, вот с чем.
На прошлой неделе в Лиге чемпионов ЦСКА играл с "Баварией". И проиграл. Хотя я лично считаю, что выступление моего любимого клуба было вполне успешным: выступая в "группе смерти", когда от них ничего не ждали, команда выступила вполне достойно. Но речь не об этом.
Это было зрелище. По красивому изумрудному полю бегали игроки в чистых футболках, которые не пачкались после первого же падения... Кто-то лучше играл, кто-то хуже, но каждый, как умел. По максимуму.
Перейдя на систему "осень-весна", зрителей лишили зрелища, а футболистов - возможности нормально играть.
Вот интересно, если бы наши пловцы проводили чемпионат страны в болоте, - мы бы к этому тоже привыкли? А если бы биатлонисты стреляли не из винтовок, а из детских ружей - это тоже считалось бы нормальным?
Понятно: футбольные поля не всегда находятся в идеальном состоянии, дождь-снег выпадают, невзирая на футбольный календарь, матч, в конце концов, должен состояться при любой погоде. Непонятно другое: надо ли составлять календарь так, чтобы игроки гарантированно играли на плохих полях? Повторю: гарантированно?
К слову "смирение" я вообще-то отношусь с почтением, если не сказать - с благоговением. Смирение - это первый признак верующего человека, это умение жить с ощущением: что Бог ни сделает - все к лучшему.
Но, честно говоря, меня уже начинает раздражать, что в футболе это слово начинает определять всю нашу болельщицкую жизнь. Летом болельщиков оставили без футбола - смирись. Грязные, вязкие, болотистые, коричневые поля убивают зрелищность футбола - смирись. Игроки не могут в таких условиях показать все, на что они способны, - смирись.
И еще смирись с игрой сборной по футболу, потому что Фабио Капелло - это навсегда. Наша сборная провалила чемпионат мира, но тренер остался. Наша сборная проваливает отбор на чемпионат Европы - смирись, болельщик.
Дело ведь даже не в результатах, а в игре. Мне, болельщику, кажется, что наша сборная играет неинтересно. То, что вся страна обсуждает: выставит ли Капелло Артема Дзюбу, косвенное, но все-таки свидетельство только одного: наша команда не хочет играть в атакующий футбол. Хорошо, не надо. А в какой хочет? Непонятно.
Тренер в интервью говорит, что команда играет на самом деле хорошо, только ей не везет. У меня как у болельщика такого ощущения нет, извините.
На дворе на самом деле времена непростые. Со многим приходится смиряться, и это правильно. Но вот с положением дел в нашем футбольном королевстве смиряться не хочется, потому что истоки этого смирения не понятны мне абсолютно.
Я понимаю (говорю без иронии), что трансфертные окна - это важно. И все-таки подозреваю, что главное в футболе - это зрелищность. И нет ничего важнее ее. И если что-то убивает зрелищность, может быть, это "что-то" надо менять?
Какая-то странная история: тратить сумасшедшие деньги на высококлассных футболистов, чтобы они потом играли на плохих полях и не могли показать все, на что способны.
Чего-то как-то смиряться со всем этим не хочется.