Как следует из материалов отчета КСП, на оплату работ по реконструкции и строительству объектов метрополитена в общей сумме неправомерно израсходовано свыше 3,5 миллиарда рублей, только в 2013 году излишние расходы составили 152,6 миллиона рублей.
Отдельные претензии палата имеет к ГУП "Петербургский метрополитен". Расходы на технический и авторский надзор за производством строительных работ, выполнявшихся ОАО "Метрострой", признаны безрезультативными. Кроме того, со ссылкой на инфляцию компания "Метрострой" завысила стоимость контрактов в момент их заключения, что не позволило сэкономить свыше 289 миллионов рублей.
- В ходе работ по реконструкции и строительству всех объектов метрополитена систематически допускались многочисленные грубые нарушения требований законодательных актов, регулирующих сферу градостроительной деятельности, а также гражданского законодательства, - отмечают ревизоры Контрольно-счетной палаты. - Работы на объектах проводились до заключения государственных контрактов, в отсутствие проектной документации, с отклонениями от утвержденных проектных решений, в том числе на опасных производственных объектах, в отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки, без допуска на технику, используемую в подземных условиях.
Кроме того, из-за нежелания городских чиновников применять штрафные санкции и требовать обеспечения обязательств по банковским гарантиям только в сфере строительства метрополитена недополученный доход оценивается в 1,4 миллиарда рублей.
Такого же рода претензии имеются в адрес комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Санкт-Петербурга, однако здесь достаточно и других нарушений. Так, при строительстве ЗСД подрядчикам было заплачено за снос сооружений в границах стройплощадок, однако это не было предусмотрено проектом. "Дирекция транспортного строительства" заплатила не менее 5,7 миллиарда рублей за работы, которые фактически не были выполнены или же проведены с существенными нарушениями. Продолжает увеличиваться количество построенных, но не переданных в казну Санкт-Петербурга объектов.
- Количество таких объектов и объемы финансирования в 2013 году по сравнению с 2011 годом, возросли в 4,4 раза и 5,6 раза, - сказано в отчете КСП. - Общая балансовая стоимость указанных объектов - более 50 миллиардов рублей.
По мнению ревизоров, такое плачевное положение требует мер на государственном уровне. В частности, необходим федеральный закон в отношении метрополитенов, который установит порядок регулирования и надзора этой сферы, включая единые требования при проектировании, строительстве, реконструкции и содержании метро.
На уровне города необходима ревизия нормативной базы, в первую очередь - введение для контрактов, реализуемых в интересах Санкт-Петербурга, обязательных требований о взыскании штрафных санкций при срыве сроков и низком качестве работ. Возможность расторжения контрактов по соглашению сторон следует максимально исключить.
- Выявленные нарушения также свидетельствуют о наличии серьезной проблемы с комплектованием кадров комитета и подведомственных учреждений, слабой работе служб технического и финансового контроля, неудовлетворительном юридическом сопровождении работ, - добавили в КСП.
Городские власти пока никак не прокомментировали предъявленные претензии. Имеется информация, что еще осенью, после предварительных итогов проверки глава КРТИ Сергей Харлашкин заявил, что разногласия с КСП улажены. Однако после анализа возражений ревизоры отметили его доводы как несущественные, поскольку они объясняют мотивы произошедшего, но не отменяют сам факт нарушений.