Они касались якобы незаконной военной деятельности России на чужой территории. Накануне министр обороны Швеции Петер Хультквист сообщил, что его подчиненные обнаружили в воздушном пространстве страны самолет ВВС РФ.
Как следует из заявления чиновника, этот объект находился в небе с выключенным прибором для идентификации судна - транспондером и рядом с городом Мальме чуть не столкнулся с пассажирским лайнером, следовавшим из датского аэропорта Каструп.
Чуть позже агентство транспортной безопасности Финляндии объявило об изменении маршрутов гражданских лайнеров. Было сказано, что эта временная мера связана с тем, что российские военные самолеты летают в Калининградскую область с выключенными транспондерами.
В ответ на обвинения шведского министра начальник Управления пресс-службы и информации минобороны России генерал Игорь Конашенков заявил: "Никаких предпосылок для авиационного происшествия, связанного с полетом в пятницу, 12 декабря, российского военного самолета, в международном воздушном пространстве над акваторией Балтийского моря не было". Генерал подчеркнул, что тот полет проходил в строгом соответствии с международными правилами, без нарушения границ других государств и на безопасном удалении от маршрутов гражданских воздушных судов. Более того, по словам Конашенкова, расстояние до трассы, по которой из Дании летел пассажирский лайнер, превышало 70 километров.
Что же касается выключенного на российском самолете идентификатора, то это заявление в Минобороны России назвали лукавством. "Полеты военных самолетов стран НАТО в международном воздушном пространстве у границ России, интенсивность которых выросла более чем в три раза за последние месяцы, всегда осуществляются с выключенными транспондерами, - объяснил Конашенков. - Но это не значит, что российские средства контроля воздушного пространства их не видят".
В качестве примера генерал сослался на такой факт. 12 декабря в том же районе между российским самолетом и трассой пассажирского лайнера из Копенгагена находился натовский разведывательный самолет RC-135. Что не осталось без внимания наших военных.
Несмотря на то, что полеты российских ВВС, в том числе Дальней авиации, по согласованным маршрутам в северо-западной части континента возобновились более десяти лет назад, в последние месяцы они вызывают особое раздражение у наших балтийских соседей. Редкий месяц проходит без очередного демарша в адрес Минобороны России. А с недавних пор объектом обвинений стали не только российские военные пилоты, но и моряки. Достаточно вспомнить, как недавно чуть ли не все вооруженные силы Швеции несколько недель искали у своих берегов чужую - читай российскую - подлодку. Ничего они, конечно, не обнаружили. Но развязанная по этому поводу в СМИ истерия позволила местным военным требовать увеличения оборонного бюджета.
По аналогичному пути сейчас идут и другие страны Балтии. Используя в качестве пугала "российскую военную угрозу", они в том числе добиваются размещения на своей территории дополнительных сил НАТО.