Новости

Список сайтов, куда можно заходить бесплатно, определит правительство
В России ввели новые правила игры для операторов связи. Их сделали едиными для всех сотовых компаний. Но прежде всего они касаются тех, кто планирует переходить от одного оператора к другому с сохранением своего старого сотового номера. О том, пользуется ли услуга по переносу номера спросом и куда уберут таксофоны из деревень, рассказал на "Деловом завтраке" в "РГ" глава Россвязи Олег Духовницкий.

В России начали действовать новые правила оказания услуг телефонной связи. Их сделали едиными для всех операторов. Что нового для потребителей этих услуг?

Олег Духовницкий: Действительно, вышло постановление правительства, которым утверждены новые правила для операторов, оказывающих услуги телефонной связи. Первая часть документа посвящена терминологии. Там четко прописано, кто именно является абонентом, что такое абонентская плата, кто оператор-донор, кто оператор-реципиент, и так далее. Новые правила в первую очередь важны для тех абонентов, которым интересна услуга переноса номера. В правилах четко зафиксированы сроки, в которые с момента подписания договора о переходе со своим номером в другую сеть этот номер там заработает. На переключение номера физического лица дается восемь дней. При необходимости абонент может завести личный кабинет уже у своего нового оператора и выбрать там нужный ему тариф.

С утверждением этих правила на уровне правительства теперь лазеек для нарушений при переносе номера со стороны операторов практически не осталось. Услуга теперь будет предоставляться более качественно.

Прошел год после отмены "мобильного рабства". Как вы оцениваете результаты переноса мобильных номеров?

Олег Духовницкий: На сегодня около одного миллиона трехсот тысяч заявок подано на переход к другому оператору и 870 тысяч номеров перенесено. Подведомственное Россвязи ФГУП ЦНИИС еще год назад,1 декабря, запустило систему для переноса номеров. А к окончанию переходного периода, который был дан для отладки процесса переноса номеров, к 1 апреля, вся система работала без нареканий, и к этой дате удалось решить множество проблем технического и организационного характера. За год своего существования на российском рынке связи услуга по сохранению номера телефона при переходе к другому оператору доказала свою важность. Для кого-то число перенесенных номеров в 870 тысяч покажется несущественным, и, как говорят сами операторы, "услуга не пользуется популярностью", однако предоставленная пользователю возможность рублем повлиять на нерадивого оператора важна сама по себе. На наш взгляд, желание перейти и сменить оператора, проиллюстрированное в количестве заявок более одного миллиона единиц, нельзя игнорировать. Операторы должны прислушаться к абонентам, в противном случае отток будет еще существеннее. Все будет зависеть от того, какую политику будут вести операторы. Сейчас нет серьезного разрыва в тарифных планах операторов. Абонент-гражданин выбирает выгодный для себя тариф в зависимости от того, какой образ жизни он ведет и как часто он разговаривает по телефону, как часто он попадает в роуминг, перемещается из одного субъекта Федерациии в другой, выезжает за границу и так далее. И введение услуги по переносу номера было важно, чтобы права абонентов не ущемлялись. Когда оператор знает, что вы в любой момент можете перейти к конкуренту, то старается, чтобы тарифы вас устраивали. Сегодня количество жалоб на операторов уменьшается.

А на какие средства содержится база перенесенных номеров? На деньги абонентов?

Олег Духовницкий: Механизм финансирования очень простой и понятный. У нас есть резерв универсального обслуживания, который наполняется за счет отчисления одной и двух десятых процента от выручки всех операторов, полученной при оказании услуг связи. В этом году мы собрали рекордный начиная с 2006 года объем резерва - более 14 миллиардов рублей. Из этого резерва финансируется поддержание универсальной услуги и содержание базы данных перенесенных абонентских номеров. На содержание от операторов направляется и по сто рублей за один перенос. Таким образом компенсация формируется из двух составляющих. Первоначально мы предполагали, что расходы на ее поддержание будут составлять сотни миллионов ежегодно. Но сумма за 1 полугодие 2014 года не превысила 39,6 миллиона рублей.

Недавно была шумиха в СМИ, что любой оператор будет бесплатно предоставлять доступ к сайтам ведомства и на портал госуслуг. Так ли это?

Олег Духовницкий: Сегодня вопрос о том, кто из операторов и за счет каких средств будет предоставлять доступ к госресурсам бесплатно, прорабатывается. Список сайтов скоро будет определен. Экспертное сообщество должно посчитать убытки операторов, во сколько обойдется такая льгота. Я уверен, что гражданин должен иметь бесплатный доступ к целому набору сайтов и ресурсов. В первую очередь, это сайты госуслуг, сайты федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Как именно это будет происходить, в пунктах коллективного доступа в интернет или нет, пока уточнять не стану. Возможно, в настройках оборудования будет фильтр для этого перечня ресурсов. В любом случае нужно иметь в виду, что это будет дополнительной финансовой нагрузкой для оператора связи, который с весны этого года является единственным оператором услуги универсальной связи. До этого был 21 оператор универсальной услуги, теперь один.

Можно сказать, что это один из шагов по трансформации универсальной услуги связи?

Олег Духовницкий: Универсальная услуга действительно в последние месяцы серьезно трансформируется, планируются различные дополнительные сервисы, которые будут подгружаться. В том числе и пункты коллективного доступа совершенствуются. И речь идет не о программном обеспечении, а о создании доступной среды для людей с ограниченными возможностями. Планируется делать пандусы для людей с ограниченными возможностями, устанавливать новые клавиатуры для слабовидящих, новые мониторы. Также скорость обмена данными в сети станет больше: с нынешних 256 Кбит/с до не менее чем 2 Мбит/с к 1 июля 2016 года Следовательно, и странички будут открываться в десятки раз быстрее. За счет всего этого увеличится поток граждан в пункты коллективного доступа, особенно в отдаленных населенных пунктах, где не у каждого дома есть компьютер, а суммарное увеличение пользователей всемирной сети даст дополнительный стимул к развитию торговли, предоставлению услуг и повышению компьютерной грамотности наших сограждан.

А как обстоит дело сейчас с Универсальной услугой связи?

Олег Духовницкий: Сейчас у Россвязи два основных направления по этому блоку ответственности. Это поддержание и развитие 148 тысяч таксофонов и 20 с лишним тысяч пунктов коллективного доступа. Второе направление - развертывание точек доступа в сеть, для этого идет строительство оптоволоконных линий. К середине 2015 года они должны быть во 1104 населенных пунктах от 250 до 500 человек. Кроме того, в последнее время часто приходят обращения со стороны руководителей субъектов - губернаторов о необходимости переноса таксофона с одного места в другое. Хотя это не очень удачный или не очень хороший пример. Деревня перестала существовать. Пустые дома стоят. А таксофон там стоит, он действующий. А в соседней деревне есть люди, а таксофона нет, нет сотового сигнала. То есть деревня без связи вообще. Тему переноса таксофонов обсуждали на последнем заседании правительственной комиссии по связи. Тесное взаимодействие с руководством регионов также должно помочь более детально проработать список деревень, поселков, хуторов, где будет проведен кабель связи. Это весьма важная и обширная работа федерального значения.