Для этого будет применяться комплекс мер по освоению зарубежных рынков продукции с высокой добавленной стоимостью. Эти меры включены в проект Национальной экспортной стратегии, ныне дорабатываемый, и будут применяться Единым центром кредитно-страховой поддержки экспорта, который начнет работать с 2015 года. Таковы основные оценки конференции по вопросам поддержки несырьевого экспорта, состоявшейся в Торгово-промышленной палате РФ.
В России совокупная доля прямого и косвенного участия государства в продвижении промышленного экспорта - не больше 35% (в общей стоимости экспортно-промышленных контрактов российских предприятий, включая страхование этих контрактов от рисков), в то время как, например, в КНР, Японии, Южной Корее, на Тайване, в Скандинавии этот показатель не первый год превышает 60%. При этом во многих странах государство полностью или даже с 10-15-процентным превышением компенсирует экспортерам промышленной продукции перепады мировой конъюнктуры или убытки от нереализованных контрактов (из-за стихийных бедствий или внутриполитических изменений в стране-партнере).
Что касается фактора внешнеэкономической конъюнктуры, повышение роли афро-азиатских и латиноамериканских стран в экспорте РФ - базовый стимул для роста несырьевого экспорта, поскольку в этих странах растет спрос в большей мере на готовую промышленную продукцию, внутреннее производство которой пока не покрывает спроса. По оценке Минэкономразвития РФ, если до недавнего времени свыше половины объемов внешнеэкономической деятельности страны приходилось на ЕС за счет поставок туда энергоносителей, другой сырьевой продукции и товаров металлургии, то к концу года проявляется тенденция роста экспорта товаров и услуг в основном с высокой добавленной стоимостью в восточноазиатские страны. Уже в ноябре 2014 года доля этого региона во внешней торговле РФ достигла почти 20%, а в ближайшие 2-4 года этот показатель может превысить 30%.
Председатель Комитета ТПП РФ по содействию внешнеэкономической деятельности Андрей Спартак отметил, что в проекте Национальной экспортной стратегии предусмотрены улучшение бизнес-климата, включая упрощение процедур по созданию предприятия; минимизация числа проверок, стабилизация налоговой нагрузки, единая система страхования от внешнеторговых рисков, инфраструктурное обеспечение несырьевого экспорта. "Причем эти и смежные меры, - уточнил "РГБ" Андрей Спартак, - вполне могут дать ресурс для развития МСБ, в том числе в экспортно-промышленном секторе. А наращивание несырьевого экспорта в ряде случаев возможно даже без значительной модернизации производств". Речь идет, к примеру, о поставках комплектующих или запчастей для советского оборудования, поныне работающего более чем в 30 развивающихся странах.
Многие эксперты считают, что экспорт высокотехнологичной несырьевой продукции из РФ целесообразно географически структурировать, точнее - распределить по научно-производственным, индустриальным паркам и/или ОЭЗ высокотехнологичного профиля с учетом динамики спроса на конкретные несырьевые товары в сопредельных странах (см. карту).
Что же касается возможной динамики этих поставок, то, по оценке министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, планируется, что рост несырьевого экспорта составит минимум 6% в год. А в плане продвижения несырьевых поставок на внешний рынок c участием зарубежных торгпредств РФ и российских бизнес-миссий подготовлено к реализации и ныне реализуется свыше 300 проектов/контрактов, в основном в сферах машиностроения и транспортной инфраструктуры, общей стоимостью более чем $ 25 млрд.