Новости

16.12.2014 00:44
Рубрика: Экономика

Альтернатива котельной

ФАС России реформирует рынки теплоэнергетики
Суммы оплаты тепловой энергии - самые значительные в коммунальных платежках не только населения, но и юридических лиц. Правительством РФ решено реформировать документы по теплоэнергетике. Подробности "РГБ" узнала у начальника управления контроля электроэнергетики Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Виталия Королева.

- В начале ноября была принята "дорожная карта" по вопросам реформирования рынков тепловой энергии. В ней закреплен целый ряд мероприятий, которыми служба и другие федеральные органы будут заниматься в рамках реформирования. На недавнем экспертном совете в ФАС обсуждался основной момент - внедрение новой модели рынка. Сейчас стоимость услуг теплоснабжающих компаний определялась через тарифное регулирование, теперь стоит вопрос о способах дерегулирования.

- Основной идеей, которую разрабатывает минэнерго и которая закреплена в "дорожной карте", стало внедрение метода "альтернативной котельной". Что это такое?

- Метод альтернативной котельной означает, что в стоимость каждой единицы тепловой энергии будет включена составляющая, позволяющая построить новый объект теплоснабжения. "Дорожная карта" предусматривает сокращение государственного регулирования тарифов на тепло, но с установлением верхнего уровня стоимости тепловой энергии. То есть в пределах этого уровня теплоснабжающие организации будут договариваться с потребителями о величине соответствующего тарифа. В рамках предельного уровня обсудят с потребителями и цену. Этот предельный уровень интересен тем, что включает в себя все затраты, необходимые на возведение нового источника теплоснабжения. Многие потребители и региональные власти относятся к этому с опаской - очевидно, что платеж за тепло должен вырасти. Однако у нас есть необходимое соблюдение установленных параметров ограничения сдерживания конечного платежа граждан за коммунальные услуги - предельный индекс роста. Этим вопросом активно занимается министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Далеко не все производители тепловой энергии и теплосетевые компании поддерживают метод альтернативной котельной. Потому что есть компании, которые от этого получают явное преимущество, у них могут существенным образом и быстро вырасти доходы, а есть компании, имеющие более долгосрочные планы работы на рынке. Последние говорят о возможных рисках повсеместного внедрения только одной этой модели. Где-то действительно есть недофинансирование в этой сфере, но нам кажется, что как таковой рост доходов должен быть всегда обусловлен платежеспособностью потребителей услуги. Иначе внедрение модели может привести к отрицательным социальным последствиям.

- Может быть, нужна еще одна "дорожная карта"?

- Она есть. Но в ней просто прописаны методы альтернативной котельной, без подробностей. Речь идет о разработке соответствующих нормативно-правовых актов, головным исполнителем которых является минэнерго. Мы являемся исполнителями и находимся в стадии рассмотрения этих будущих проектных документов. Но уже понятно, что у нас разные подходы. И у нас, и у минэнерго, и у минэкономразвития, которые скорее поддерживают нас, чем минэнерго. Да и в Федеральной службе по тарифам не уверены в таком широком распространении дерегулирования тарифов. Очевидно, что когда появляется фактически монополист, компания, занимающая доминирующее положение, которая может навязывать свои условия и свою волю более слабому участнику рынка, потребителю, создаются неравные отношения. При этом делается упор на то, что в этом случае такие ситуации будут регулироваться антимонопольным законодательством. И в принятой "дорожной карте" есть несколько пунктов, касающихся разработки особенности применения правил антимонопольного регулирования и контроля в сфере теплоснабжения. Необходимо будет также разработать правила недискриминационного доступа к услугам в сфере теплоснабжения. Третий документ, который "дорожной картой" предусмотрен для разработки ФАС, это стандарты раскрытия информации в сфере теплоснабжения, чтобы потребители знали, на каких условиях им должна быть предоставлена та или иная услуга. Кроме того, потребителю необходимо понять, каковы ограничения по цене, какие условия предлагает теплоснабжающая организация и насколько они основаны на тех нормах законодательства, которые сейчас действуют. Все это компании раскроют своим потенциальным и имеющимся потребителям в соответствии со стандартами.

- В рейтинге Doing Business Россия ухудшила свое положение по доступности подключений к энергетической инфраструктуре. Почему?

- Раньше мы все время салютовали о том, что мы идем впереди, у нас все время рейтинг улучшался. Плюс мы показывали динамику гораздо более хорошую, чем могли бы сами предположить. В этом году была изменена методология расчета рейтинга, причем перед самым опубликованием его итогов. В этом смысле не было возможности подготовиться и расставить соответствующие акценты. Когда рейтинг меняется и подходы к его формированию меняются из года в год, конечно, достаточно сложно говорить о том, что он может объективно показывать положительную динамику ежегодно. Скорее, это некий индикатор. В этом смысле он, безусловно, продемонстрировал, что у нас еще остались проблемы в этой сфере. Но утверждать, что у нас явно ухудшилось положение, я бы не стал.

- На что больше всего обращают внимание составители рейтинга?

- Они делают упор на то, что сетевые организации, несмотря на то что нормативно-правовая база уже довольно высокоразвита, не всегда надлежащим образом исполняют свои обязанности. В первую очередь по срокам технологического присоединения. Во многом это касается льготных категорий потребителей, когда сетевые организации не имеют полноценных материальных стимулов к присоединению. Это субъективная причина. Объективная же состоит в том, что подчас довольно непросто сетевой организации выполнить свои обязательства в части прокладки линии через земельные участки третьих лиц. Это могут быть садовые коммерческие товарищества, собственники земли. Есть проблемы в том, что не удается урегулировать в полном объеме обязанность собственников предоставлять соответствующие земельные участки под прохождение трассы. Это происходит сейчас либо по договоренности, либо в судебном порядке, когда приходится утверждать сервитут, то есть право пользования выделенным участком для прохождения трассы. Уже много лет разные федеральные органы разрабатывают положения, связанные с ускоренным землеотводом для строительства линейных объектов. Это не только линии электропередачи, это нефтегазопроводы и т. д. Как только будет принят соответствующий закон и появится упрощенное изъятие таких земель, сделать землеотвод станет проще. Думаю, эта проблема будет решена при уточнении "дорожной карты". Более того, буквально на днях, в начале декабря, было принято постановление правительства РФ об отмене согласования размещения ряда линейных объектов, в том числе электросетей до 35 кВ, при прохождении их по государственным и муниципальным землям. Это большой шаг вперед и помощь в решении вопроса более оперативного проведения мероприятий по технологическому присоединению к электросетям. Вступит в силу это положение в марте 2015-го, и тогда останутся лишь вопросы по согласованию прохождения трасс с третьими лицами, владельцами земель, не относящимися к государственным и муниципальным.

- Согласно действующей "дорожной карте" ФАС России разработаны изменения в федеральный закон о садоводческих и дачных товариществах. Также подготовлено новое постановление правительства о порядке технологического присоединения. Каковы подробности?

- В документах устанавливаются особенности для присоединения лиц, которые ведут садоводство вне садовых товариществ, и для тех, кто является членами садоводства. Физические лица, которые находятся в составе СНТ, обязаны присоединяться через решение СНТ, это должна быть совместная договоренность членов на общем собрании. Также есть лица, которые вышли из состава СНТ, ведут индивидуальное хозяйство и формально не имеют отношения к СНТ. С формальной точки зрения сейчас они вправе обращаться в сетевую организацию без каких-либо дополнительных обращений к садовому некоммерческому товариществу. Если сетевая организация принимает такую заявку и договаривается с СНТ о том, что она присоединит вышедшее из его членов лицо через сети СНТ, то проблем, как правило, не возникает. Иногда это невозможно, потому что все СНТ ограничиваются определенной мощностью. И тогда возникают проблемы. Либо если СНТ возражает, либо у сетевой организации нет возможности присоединить через сети СНТ новое лицо.

Очевидно, что сетевая компания несет колоссальные затраты по строительству линий, чтобы индивидуально присоединить такого потребителя, не сопоставимые с льготным размером платы за это. По этому поводу мы разработали ряд нормативных актов, они находятся на согласовании, и, надеюсь, в скором времени решение будет окончательно принято правительством. Возможно, сразу всех имеющихся здесь вопросов оно одномоментно не решит, но движение в направлении урегулирования ситуации обеспечит.

- Насколько эффективно работает электронная заявка на техприсоединение?

- Сегодня эта функция - по подаче заявки на техприсоединение через Интернет, - по данным "Россетей", используется потребителями активнейшим образом. Можно подать заявку через личный кабинет на сайте сетевой организации, приложить к ней все документы и не ездить в офис для того, чтобы там стоять в очередях. С другой стороны, существенно уменьшился объем

работы сетевых организаций в этом направлении. Синергию этой электронной заявке придает принятая ранее типовая форма договоров на техприсоединение. Теперь форма договора типовая. Фактически сетевой организации нужно разработать только технические условия как приложение к этому договору, в которых будет записано, как именно этого конкретного потребителя, с учетом его местоположения, с учетом расположения проходящих линий электропередачи, соответственным образом присоединить. В результате стало меньше споров между потребителем и сетевой организацией по поводу того, как именно должно проходить техприсоединение. За типовыми формами будущее, и мы разработали в рамках этой же "дорожной карты" и направили в правительство типовые формы договоров энергоснабжения и купли-продажи электроэнергии. В первом квартале 2015 года есть все шансы получить эти формы, утвержденные уже постановлением правительства и вступающие в силу.

- Как можно улучшить контроль деятельности сетевых организаций?

- У нас есть еще одна инициатива, направленная на это. Сейчас мы получаем жалобу от потребителя, рассматриваем ее, после этого возбуждается дело о нарушении антимонопольного законодательства, потом принимается решение, в том числе может быть выдано предписание. После этого возбуждается дело об административном правонарушении, накладывается штраф на должностное или на юридическое лицо. И дальше уже начинаются суды. В принципе это такая довольно громоздкая, даже по описанию, процедура. Понятно, что она может занимать от полугода до двух и более лет. Мы предложили упростить всю эту сложную конструкцию, потому что возникает очень много этих споров. Считаем, что нет необходимости говорить, что каждое нарушение в сфере техприсоединения - нарушение антимонопольного законодательства. Мы хотели бы просто упростить историю и как-то декриминализировать эти нарушения с точки зрения именно Закона о защите конкуренции, а привлекать к ответственности лишь за нарушение правил техприсоединения по Кодексу об административных правонарушениях. То есть просто без всяких антимонопольных дел, возбуждая сразу по КоАП соответствующее административное производство, накладывать штраф на юридическое и должностное лицо. Дополнительным стимулом соблюдать правила будет то, что при неоднократном нарушении возможна дисквалификация должностного лица. Так мы пропускаем стадию возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Законопроект подготовили, направили в правительство, далее в Госдуму, полагаю, что есть шанс, что примерно в течение полугода он будет принят.

- В заключение: что волнует вас сейчас больше всего?

- В 2014 году выросло количество принятых антимонопольными органами решений о наличии фактов нарушений компаниями, входящими в "Россети": в 2013 году их было 444, а в 2014-м - уже 576. На фоне снизившегося рейтинга Doing Business это вызывает особую озабоченность. ФАС России примет активные меры по усилению контроля за соблюдением законодательства в сфере техприсоединения, а также усилит разъяснительную работу по неукоснительному соблюдению антимонопольного законодательства и законодательства об электроэнергетике.

Экономика Отрасли Энергетика Правительство ФАС