Новости

16.12.2014 00:42
Рубрика: Экономика

Индустрия очнется от сна

Промышленникам пропишут правила игры
Сегодня Госдума рассмотрит во втором чтении законопроект "О промышленной политике в РФ". Работа над документом, необходимым отрасли, длилась более десяти лет. В октябре законопроект был принят в первом чтении, но тогда многие обрушились на него с критикой.

Его называли рамочным, говорили, что он не решает конкретных задач, что ряд положений документа непонятен, а формулировки расплывчаты. К декабрю текст законопроекта подвергся заметным изменениям. За месяц, отведенный на внесение поправок, в Комитет Госдумы по промышленности поступило 237 поправок. От депутатов Госдумы - 177; от членов Совета Федерации - 50; от регионов - 32. Из них на принятие внесено 93 поправки, на отклонение - 144 поправки. Кроме того, Комитет по промышленности провел парламентские слушания, в которых приняли участие более 200 человек. Материалы слушания легли в основу многих из предложенных поправок. В результате в законопроект добавлены дополнительные статьи, ряд норм изложен в новой редакции.

- В результате совместной и слаженной работы с Минпромторгом России и Общественным советом при этом ведомстве нам удалось проработать колоссальное количество поправок к законопроекту "О промышленной политике", которые поступили от хозяйствующих субъектов, общественных и профессиональных объединений, промышленных предприятий и корпораций. Большая их часть в той или иной редакции попала в тело закона и наполнила его реальным содержанием. В документе, например, детально прописаны процедуры по специальным инвестиционным контрактам, по формированию и развитию промышленных кластеров, - сообщил первый вице-президент Союза машиностроителей России, зампред Комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев.

В законопроекте уточнены нормы, в которых сформулированы цели, задачи и принципы промышленной политики. Значительная часть изменений коснулась специального инвестиционного контракта.

- Это очень важный институт промышленной политики, правовой инструмент стимулирования инвестиций в создание и модернизацию промышленного производства. Основная масса поправок в этой части была направлена на совершенствование регулирования порядка заключения и исполнения контракта, ответственности сторон, гарантий прав инвестора. Типовые формы специального инвестиционного контракта для отдельных отраслей промышленности будет готовить Минпромторг России, - рассказал "РГБ" председатель Комитета Госдумы по промышленности Сергей Собко.

В законопроекте ко второму чтению появилась новая статья о государственных фондах развития промышленности. Это некоммерческие организации, которые призваны оказывать финансовую поддержку промышленным предприятиям. Закон содержит открытый перечень форм поддержки: предоставление займов, грантов, взносов в уставный капитал, участие в лизинговой деятельности.

В случае ликвидации такого фонда их имущество должно быть возвращено государству.

- Новые механизмы субсидирования бизнеса, безусловно, нужны - расширение государственных расходов в период спадов является одним из действенных способов поддержки ключевых отраслей экономики. С другой стороны, нужно понимать, что привыкшие к своего рода допингу предприятия вряд ли захотят в будущем от него отказываться, т.е. будет сложно снова приучить их к рыночным реалиям. Также нельзя забывать о том, что наращивание присутствия государства в экономике негативно сказывается на конкурентной среде, а также понижает производственную эффективность, так что стимулирование должно быть бережным, точечным и не являться ключевой движущей силой развития предприятия, - полагает Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ".

Сохранена и усовершенствована норма о приоритете промышленной продукции, произведенной на территории России, перед промышленной продукцией, произведенной за рубежом при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд.

- Исключение составляет продукция, не имеющая аналогов, производимых в нашей стране. Критерии отнесения к такой продукции будут закреплены в приказе Минпромторга России. Приоритет российской промышленной продукции устанавливается и при проведении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также при проведении закупок госкорпорациями, госкомпаниями и хозяйственными обществами, находящимися под контролем государства, - отметил Сергей Собко.

Норма о госзакупках российской продукции снимет остроту сразу нескольких проблем. Снизится давление на бюджет из-за роста стоимости импорта (на фоне ослабления рубля). Иностранные компании, которые получают ключевую часть своей выручки за счет госзакупок, законопроект стимулирует прийти на российский рынок со своим производством, убежден Антон Сороко:

- Локализация тоже позитивно сказывается на занятости, ВРП, деловой активности региона, куда приходит новый зарубежный инвестор. Норма о госзакупках даст толчок к хотя бы частичному стимулированию внутреннего производства на территории нашей страны.

Ко второму чтению доработаны заложенные в законопроекте нормы по стимулированию промышленной деятельности в оборонно-промышленном комплексе (ОПК). Установлена субсидиарная ответственность головных организаций интегрированных структур ОПК и привлекаемых структур поставщиков второго-третьего уровней за неисполнение или ненадлежащее исполнение заданий гособоронзаказа предприятиями, входящими в такие структуры. Это особенно важно, поскольку мы часто сталкивались с проблемой, когда руководитель крупного холдинга единолично отвечает за то, что его подвели поставщики, подчеркивает Гутенев.

При этом из законопроекта исключена норма о создании Совета при президенте России по развитию промышленности. Как оказалось, подобный совет можно создать исключительно президентским указом. Тем не менее в рамках правительства планируется создание специального координационного центра, который должен увязать реализацию крупных проектов с размещением заказов на российских предприятиях, с развитием отечественной производственной и исследовательской базы, с локализацией продукции.

По оценкам экспертов, велика вероятность, что законопроект примут сразу в двух чтениях и отправят в Совет Федерации. Однако и после этого работа продолжится. Лишь к середине 2015 года минпромторг планирует завершить разработку и принятие всех необходимых подзаконных актов.

Экономика Бизнес Экономика Отрасли Промышленность Законодательная власть Госдума