- Для того чтобы стать участником СЭЗ, инвестиционный порог для малого и среднего бизнеса составляет 3 млн руб., для крупного - 30 млн, это не так уж много, - считает министр РФ по делам Крыма Олег Савельев.
Кстати, в первоначальном варианте документа они были соответственно 5 и 100 млн руб. Для сравнения: в Калининграде, который можно считать аналогом Крыма (тоже приморская территория, с военной базой и теми же транспортными и энергопроблемами), изначально порог входа в СЭЗ был 150 млн. Сейчас его планируют опустить до 50 млн руб. Но у Крыма он заведомо беспрецедентно низкий.
- Существенно упрощена процедура получения статуса участника СЭЗ, - рассказал Савельев. - Заявительный порядок предусматривает, что на основании простого пакета документов будут подписываться соглашения с органами исполнительной власти Крыма и Севастополя о выполнении требований и получении статуса участника.
Бизнес-структура должна быть зарегистрирована в республике. Причем это должно быть работающее предприятие - просто купить на полуострове недвижимость и стать резидентом СЭЗ не получится. Управлять крымской зоной будут федеральные органы, экспертный совет по вопросам СЭЗ и правительства РК и Севастополя. Экспертный совет будет рассматривать инвестпроекты на сумму свыше 100 млн руб., а меньшие - власти Крыма и Севастополя. Для инвесторов прописаны три вида льгот - налоговые, таможенные и административные.
- Налоговые устанавливают на 10 лет нулевую ставку налога на прибыль в той части, которая подлежит зачислению в федеральный бюджет (сейчас это 2 из 20%), - говорит председатель Московской коллегии адвокатов "Последний дозор" Александр Молохов. - Для части налога на прибыль, зачисляемой в местный бюджет (18 из 20%), законами Крыма и Севастополя может быть установлена пониженная ставка, но не выше 13,5%.
Закон освобождает участников СЭЗ от уплаты налога на имущество организаций на 10 лет, земельного налога - на три года. Устанавливает пониженные ставки страховых взносов: в ПФР - 6%, ФСС - 1,5%, ФОМС - 0,1%. Для сравнения: при общем режиме налогообложения в ПФР уплачивается 22%, в ФСС - 2,9%, на медстрахование - 5,1%. Но применяться эта норма будет для тех, кто зарегистрируется в СЭЗ в первые три года.
Крупные инвесторы смогут пользоваться дополнительными налоговыми льготами и режимом свободной таможенной зоны. То есть беспошлинно ввозить в Крым импортные товары, комплектующие и оборудование, необходимые для реализации инвестпроектов.
- Идея создания СЭЗ очень хорошая, потому что льготный режим должен привлечь в Крым российский бизнес, который, что греха таить, пока сюда не спешит, - говорит Александр Молохов. - Будем надеяться, что, несмотря на санкции, придут и зарубежные компании. Но нужно понимать, что закон рамочный, и потребуется принять много нормативно-правовых актов, в комплексе с которыми он заработает в полной мере.
Кстати, 10 декабря Госсовет РК уже утвердил в первом чтении ряд законопроектов, которые понижают для субъектов СЭЗ четыре налога. Ставка единого сельхозналога установлена в размере 0,5%, налога на прибыль, зачисляемого в бюджет РК, - 6%. При применении патентной системы ставка налога будет 1%, а на УСН - 3% (в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, - 7%). Принять документы во втором чтении Госсовет планирует в декабре, чтобы они вступили в силу вместе с законом о СЭЗ с января 2015 года.
- Из-за снижения ставок бюджет республики недополучит около 500 млн руб., - подсчитал министр финансов РК Владимир Левандовский. - Но уменьшены они для того, чтобы бизнес заработал: если он стоит на ногах, его можно облагать налогами, а если на коленях, что с него брать?!
В Крыму очень рассчитывают, что СЭЗ даст толчок развитию экономики. Олег Савельев называет наиболее перспективными сферами сельское хозяйство, строительство, в том числе транспортную инфраструктуру и логистику:
- Если мы говорим о сельском хозяйстве, то это должно быть не только выращивание, но и переработка, что потянет за собой развитие логистики.
Министр сельского хозяйства РК Виталий Полищук надеется, что создание СЭЗ позволит преодолеть многолетний спад производства мяса. Сейчас мясоперерабатывающие предприятия республики испытывают сильный дефицит сырья: поставки из Украины осложнены из-за отношений между странами и претензий Роспотребнадзора к качеству украинской продукции. Поставки из других регионов России - из-за проблем в транспортной сфере.
- Бесконечно долго работать с Украиной мы не сможем, поэтому будущее есть у тех крымских производителей, которые смогут обеспечить себя сырьем самостоятельно, - считает Виталий Полищук. - Сейчас для этого создается уникальная возможность в рамках СЭЗ. Уверен, инвесторы очень быстро построят скотоводческие комплексы, а поскольку зерно в Крыму недорогое, можно будет производить комбикорма и заниматься развитием животноводства. Думаю, через год-полтора в Крыму будет всплеск производства мяса.
Но есть и менее оптимистичные прогнозы.
- Специфика Крыма такова, что и предпринимателям нужно время для раскачки, - считает Александр Молохов. - Многие будут выжидать, как заработает новый закон, потому что реалии не всегда соответствуют ожиданиям бизнесменов. Нужно понимать, что будет трудно, потому что есть негативный эффект от международных санкций, а льготные режимы, как правило, создаются для привлечения иностранных инвестиций. В ситуации с Крымом это сложный вопрос. Плюс отсутствие международного транспортного сообщения, развитого банковского сектора, проблемы с электроэнергетикой. Нужно осознавать эти трудности. Но все равно бороться, потому что СЭЗ даст стимул и внутренним крымским производителям.