Силовиков Австралии упрекнули в непрофессионализме

Вся Австралия во вторник скорбила по жертвам теракта. На площадку перед сиднейским кафе Lindt, в котором вооруженный преступник 16 часов держал 17 заложников, жители целый день несли цветы. Пришел и австралийский премьер-министр Тони Эббот, который заявил, что кроме траурных мероприятий страну ждет и серьезный разбор полетов.

В частности, чиновник выразил крайнее возмущение тем, что спецслужбы не смогли определить в 49-летнем иранце Мэне Хароне Монисе потенциального преступника. Как выяснилось, он был давно известен полиции из-за психической нестабильности и увлечения экстремизмом. Будущий террорист получил политическое убежище в Австралии еще в 1996 году. Но уже в 2000-х привлек внимание своим резко негативным отношением к военным операциям в Афганистане и Ираке, в которых участвовала Австралия. В прошлом году Монис даже предстал перед судом за гневные письма семьям австралийских военнослужащих, погибших в Афганистане. В итоге иранец был приговорен к 300 часам общественных работ.

Еще ранее Монис вместе со своей супругой был обвинен в причастности к убийству его 30-летней предыдущей жены, которая была зарезана. Однако мировые судьи отправили супругов на свободу под залог, так как не нашли прямых улик против них. А в 2002 году Монис был обвинен в сексуальном насилии над женщиной из Западного Сиднея. К этому делу позднее было присоединено еще 40 пунктов обвинений, которые выдвинули шесть женщин. Но и это не лишило свободы бывшего гражданина Ирана.

"На психические и психологические особенности этого человека, который попросил политического убежища в Австралии более чем 20 лет назад, внимание австралийских властей обращалось много раз", - процитировало после теракта представителя МИД Ирана Марзие Афхам иранское агентство Fars. Вместе с тем общественность и спецслужбы Австралии явно считали его безвредным. Мониса даже несколько раз приглашали на телевидение выступать по теме "афганской" операции. В итоге захватчик смог утром в минувший понедельник беспрепятственно приехать к кафе в самом центре Сиднея. Преступник выставил в качестве живых мишеней захваченных в заложники посетителей и работников кафе. А также растянул на витрине чёрный флаг с надписью на арабском языке, похожий на знамя "Исламского государства". Затем он потребовал переговоров с премьер-министром Тони Эбботом, который в октябре объявил, что Австралия вступает в возглавляемую Вашингтоном коалицию против "ИГ". Решение спорное - зелёный континент ранее долго сохранял нейтралитет.

Однако переговоры так и не состоялись. В итоге после почти 17-часовых бесплодных разговоров с религиозным фанатиком полиция штурмом взяла кафе и застрелила его. Операция не была спланированной и начатой по приказу. В кафе послышался хлопок, вероятно, выстрел, после чего на улицу стали выбегать заложники. Полицейские ринулись в кафе. В ходе штурма кроме самого террориста погибли 34-летний управляющий кафе Тори Джонсон и 38-летняя адвокат Катрина Доусон. Еще шесть человек были госпитализированы. Полицейский, получивший ранение в лицо во время штурма, уже выписан из больницы. Две беременные женщины, находившиеся в кафе во время захвата, были сразу после освобождения также помещены в больницу для наблюдения.

При этом опрошенные "РГ" эксперты по антитеррористической деятельности называют операцию провальной и считают, что жертв и раненых и вовсе можно было избежать. "Если говорить откровенно, в той ситуации, в которую попали спецслужбы Австралии, ничего особо серьезного не было, - считает президент международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Сергей Гончаров. - Сейчас подтверждается, что преступник был вооружен одним пистолетом. 16 часов с лишним переговоров не привели ни к какому результату".

По мнению эксперта, переговорный процесс велся неверно, поскольку полиция так и не добилась, чтобы преступник обозначил, где он находится. "Силы, которые штурмовали здание, просто пошли навалом, хотя гораздо логичнее и разумнее было бы предпринять попытку уничтожения преступника в здании с такими большими окнами с помощью снайпера. Более того, три группы заложников смогли покинуть это кафе. И по всей видимости этим же путем могли незаметно воспользоваться и спецназовцы, чтобы проникнуть в кафе", - отметил Гончаров.

Можно было приблизиться к бандиту и уничтожить его, когда террорист потребовал флаг и прямых переговоров с премьер-министром, убежден бывший "альфовец". "Но все это не было учтено, операция произошла в экстренном порядке. Мною она оценивается как неудачная. И я не думаю, что она будет предметом для изучения в мире экспертами и представителями спецназа, как пример успешной операции", - заключил ветеран антитеррористического подразделения.

"Это однозначно провальная операция: такое количество убитых и раненых говорит о непрофессионализме соответствующих структур, - соглашается президент международной контртеррористической тренинговой ассоциации Иосиф Линдер. - Было видно, как неслаженно взаимодействовали штурмовые подразделения, какая нервозность царила в рядах спецназовцев, какой шквал огня был применен при штурме. И это при том, что с той стороны находился всего один человек".

Об этом говорит и слабая система оцепления, местные жители смогли вплотную подходить к захваченному кафе и делать "сэлфи" на его фоне. Немаловажно также установить, кем именно были ранены и убиты в Сиднее заложники. "Вести огонь в узком пространстве, да еще заполненном заложниками, очень сложно, поэтому, я полагаю, что неопытные сотрудники могли, стреляя по террористу, попасть и по заложникам", - указал Иосиф Линдер.

По мнению экспертов, все это связано с низким профессионализмом спецслужб Австралии, связанным с отсутствием соответствующего опыта. "Они, конечно, тренировались у своих американских и британских коллег, но на практике никогда не сталкивались с терроризмом", - отметил президент контртеррористической ассоциации. Специалисты не исключили, что если бы аналогичная ситуация произошла бы в США, Израиле или России, инцидент мог бы разрешиться бескровно.

Еще одной причиной провала австралийских спецслужб называется расслабленность после недавно проведенного международного саммита с участием большого количества первых лиц государств. "Естественно, меры безопасности были закручены до максимума. А после того как саммит прошел, все усиление снизилось, сотрудники, устав, бдительность снизили, общество расслабилось", - отметил Иосиф Линдер.

Политологи же отмечают, что австралийцы стали заложниками того политического решения, которое приняли их власти, - следовать в русле американской политики и войти в коалиционную группу для противодействия "Исламскому государству". Это подтвердила и ситуация в Канаде, которая до недавнего времени считалась абсолютно безопасной зоной, и Австралия, которая находясь за океанским прикрытием, считала себя всегда недосягаемой для террористических акций.

Напомним, в октябре в канадском Квебеке сперва один исламист врезался на грузовике в группу военных, потом другой в Оттаве расстрелял почётный караул и ворвался с винтовкой в парламент, где выступал премьер-министр. Это назвали местью новоявленных исламистов и расплатой Канады за присоединение к коалиции войны на Ближнем Востоке.