Новости

Предприниматели заранее узнают, когда ждать контролеров
Госдума приняла в первом чтении законопроект, в соответствии с которым создается единый реестр проверок как на государственном, так и на муниципальном уровне. Создание реестра - необходимая мера, заявил на заседании Госдумы глава комитета нижней палаты по экономической политике Игорь Руденский: "Мы все надеемся, что это позволит пресечь немотивированные и, хуже всего, заказные проверки. Соответственно, единый реестр проверок необходим прежде всего для снижения административных барьеров и повышения защищенности предпринимателей при проведении контрольно-надзорных мероприятий".

Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждает правительство РФ. В правилах должны быть определены требования к порядку создания и ввода в эксплуатацию реестра; содержание информации о проверке, ее результатах и принятых мерах по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений.

Для обеспечения открытости сведений о результатах проведения контрольных мероприятий устанавливается перечень сведений, размещение которых на специализированном сайте в Интернете должно быть обеспечено оператором единого реестра. К таким сведениям относятся: учетный номер проверки; указание на то, были ли выявлены при проверке нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами; указание на принятые меры в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки. Законопроект предусматривает поэтапное введение в действие системы учета федеральных проверок юрлиц и индивидуальных предпринимателей с 1 июля 2015 г., региональных проверок - с 1 июля 2016 г., а муниципальных - с 1 января 2017 г.

По словам члена президиума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Илии Димитрова, нужно, чтобы каждый орган государственного и муниципального контроля до начала проверки был обязан включать в единый реестр данные о проверке (проверяющий орган, должностные лица, участвующие в проверке, предмет и основания проведения проверки, проверяемое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, место, дата и время начала проверки). По итогам проверки в реестр должны вноситься сведения о ее результатах, в том числе процессуальные документы по итогам обжалования результатов проверки в административном и судебном порядке. Проверка не может быть проведена без регистрации в едином реестре при отсутствии номера проверки, а в случае ее проведения ее результаты являются недействительными.

Ряд практикующих юристов считает, что если в дверь организации будут стучаться проверяющие, а информации о мероприятии не будет в реестре либо состав проверяющих не будет соответствовать тем, кто в действительности стоит за дверью, то предприниматель может не пускать контролеров на свое предприятие. Пока трудно об этом судить.

"В любом случае бизнес будет иметь исчерпывающую информацию, которая позволит ему подготовиться к проверке, обжаловать ее результаты или спорить по поводу проведения повторного мероприятия по такому же или схожему предмету", - считает партнер адвокатского бюро "Юрлов и партнеры" Дмитрий Титов.

Реестр планируется сделать открытым. На специализированном сайте в Интернете будет размещаться информация о выявленных в ходе проверки нарушениях, принятых мерах. Оператором реестра планируется сделать Генпрокуратуру РФ.

"Есть подводные камни, - говорит руководитель Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности Ярослав Савин. - Первое: в список контролирующих органов не входит Федеральная налоговая служба. И я сомневаюсь, чтобы когда-нибудь кому-нибудь пришло в голову эту информацию сделать открытой. Второе: речь идет о публикации информации только о плановых проверках. Законодательство ограничивает количество именно плановых проверок. Но есть еще внеплановые проверки, поводом для которых может быть любая жалоба потребителя. Об этих проверках заранее бизнес не осведомляется. И третья проблема заключается в том, что закон о защите прав предпринимателей работает лишь до того момента, пока проверяющий не обнаружил какое-нибудь правонарушение. Закон о защите прав предпринимателей тут же выключается и юридически включается Кодекс об административных правонарушениях со всеми очень жесткими процедурами, которые в нем описаны. Без поблажек.

Статистика не в пользу предпринимателей: количество решений судов в пользу контролирующих органов увеличивается. Между тем административные проверки и административные наказания бывают иногда сопоставимы по болезненности с налоговыми проверками. Это могут быть серьезные штрафы, арест и дисквалификация руководителя, приостановление деятельности компании на 90 суток, приостановление разрешения или лицензии, что может привести даже к банкротству предприятия".