Новости

16.12.2014 13:13
Рубрика: Экономика

Не наткнуться на тарифы

В Ярославле обсудили способы увеличить энергоэффективность и прозрачность отраслевых процессов
Тема регулирования происходящих в российской и, в частности, региональной энергетике процессов и получения о них исчерпывающей информации стала, пожалуй, ключевой на пятом ярославском энергетическом форуме.

Хотят все знать

- Мы все пытаемся достичь экономии ресурсов, отрегулировать этот процесс, меняем лампочки. Но весь этот эффект нивелирует рост тарифов, - уверен член научно-экспертного совета при рабочей группе Совета Федерации по мониторингу практики применения федерального закона об энергосбережении Руслан Ишутин. - Граждане должны затягивать пояса, а тарифы - они как бы свыше даны, они будут расти, и все это обосновывается очень грамотно, опыт тут колоссальный. Но что гражданам-то делать? Поэтому я предлагаю такую концепцию: оценивать энергоэффективность на всех четырех этапах: генерации, транспортировки, реализации и потребления. Потому что потери могут быть на каждом из них.

По мнению эксперта, если тариф не ограничивать, мотива повышать энергоэффективность на первых трех этапах у компаний просто не будет.

- Да, граждане неэффективно потребляют ресурсы, надо утеплять дома, использовать экономичные осветительные приборы. Но если энергосбережением заниматься только на последнем этапе, будет очень мало смысла, - убежден Руслан Ишутин.

В этой связи очень оптимистично прозвучали слова заместителя руководителя Федеральной службы по тарифам Сергея Зинченко, заявившего, что с 2016 года отрасль полностью перейдет на долгосрочное тарифное регулирование, а уже сегодня "по многочисленным обоснованным предложениям участников рынка и органов власти разных уровней" ФСТ работает над установлением "неких предельных темпов роста платы граждан как совокупного платежа".

- Этот инструмент появился в нынешнем году, мы уже прошли несколько процедур, сформировались некие планки, - сообщил представитель ФСТ. - Они устанавливаются не для того, чтобы кто-то в них упирался, но чтобы можно было управлять общей ситуацией. Если решения, которые сейчас есть, мешают тому или иному инвестиционному проекту, есть механизм их преодоления, позволяющий учесть баланс интересов всех участников рынка. Задача одна - чтобы и инфраструктура модернизировалась, и потребитель получал качественный, надежный, своевременный ресурс.

Еще одна хорошая новость - снятие завесы тайны со всех происходящих в отрасли процессов.

- В 2015 году будет создан единый портал раскрытия информации, - пообещал Сергей Зинченко. - Не секрет, что много решений, особенно инвестиционных, трудно просчитать в привязке к реальной жизни, если нет точных данных. Основываясь на неких "средних температурах" по всей стране и даже по субъекту, на недостоверных, устаревших данных, очень трудно принять правильное решение.

Поэтому на портале будут выкладывать нужную информацию все, кто по закону обязан это делать: органы власти, та же ФСТ, не говоря уже о других органах тарифного регулирования, компаниях. Доступ к этим сведениям будет предоставлен всем, кому нужно, - и это тоже шаг в направлении улучшения инвестиционного климата, поскольку инвестор будет понимать, куда он приходит и что происходит с его деньгами.

По мнению специалиста, и власти, и профессионалы рынка должны обладать точной информацией о том, сколько ресурсов производится, транспортируется, потребляется в том или ином регионе. Пора, наконец, прекратить неэффективную практику работы с так называемыми "декларациями", когда речь идет лишь о наличии некоего имущества, требующего определенных затрат.

Эксперт уверен, что власти и участникам рынка необходимо "каким-то образом найти механизмы", позволяющие в нужный момент понять, какие ресурсы, в том числе инфраструктурные, имеются и в каком они состоянии, потому что эта информация "легко накладывается на инвестиционный процесс".

Все в балансе

Между тем эти механизмы, как выяснилось, существуют, и, например, в Ивановской области их давно и с успехом применяют. По словам заместителя директора ИВЦ Ивановского государственного энергетического университета Ирины Ратмановой, речь идет о системе ведения топливно-энергетических балансов региона. Ивановцы внедрили эту систему не только у себя, но и в Костроме, Ярославле, Оренбурге и Татарстане.

- Мы занимаемся информационным сопровождением региональной энергетической политики, работаем с органами госвласти регионов, чтобы информационно поддерживать анализ и оценку решений, которые принимаются в энергосбережении.

По словам профессора Ратмановой, обычно говорят об энергоемкости валового регионального продукта, но нигде не показано, из чего и как это складывается и что на эти показатели влияет. По словам эксперта, "правильно построенный баланс практически открывает всю картину".

Правда, у ивановских специалистов есть большие вопросы по одному документу - приказу минэнерго № 600 "Об утверждении порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов РФ, муниципальных образований". По их мнению, он некорректен, поскольку предполагает производство расчетов на основании данных Росстата. Специалисты ИВЦ предпочитают мониторить ситуацию сами.

- Мы работали в Рязани по сведениям Росстата. Это такая шарада получается, которую трудно сбалансировать, поэтому сам баланс, по сути, выходит некорректным, - признала Ирина Ратманова. - Шестисотый приказ нужно совершенствовать.

Не те схемы

Впрочем, усовершенствование не помешает многим документам и процессам.

- Общество уже дозрело до того, чтобы правильно планировать всю работу, - отметил гендиректор одного из отраслевых институтов Виктор Семенов. - Мы попытались полтора года назад проверять схемы теплоснабжения, которые делаются по стране. Изучили около 750, из них нормальных оказалось… 17. Я только что вернулся из города Байкальска, где всего 14 тысяч жителей. Ну ведь не 3,5 миллиарда рублей надо на этот город, чтобы обеспечить его теплоснабжение?!

По мнению эксперта, ситуацию изменить можно, но для начала должно быть "какое-то жесткое применение власти".

- Могу сказать, что сейчас уровень схем теплоснабжения, которые принимает минэнерго для городов с населением свыше 500 тысяч жителей, повысился чрезвычайно. Первые схемы и сегодняшние - небо и земля.

Со слов Виктора Семенова, "в отрасль нагнали огромное количество непрофессионалов, которые "балаболят" какие-то общие слова про инвестиции и не понимают, что за этим стоит".

- Но прозрение должно наконец наступить, - уверен он. - Не нужны неэффективные инвестиции, не нужно строить то, что не нужно строить. Иногда создается ощущение, что мы находимся в каком-то безвоздушном пространстве, потому что можем себе позволить заменять электростанции на менее эффективные. Парогазовые циклы, созданные в нашей стране, оказываются по расходам менее эффективны, чем старые паротурбинные станции. Чего достигаем?

Задача одна - чтобы инфраструктура модернизировалась, и потребитель получал качественный, надежный ресурс

В некоторых, особенно сложных случаях эксперт предложил вообще проводить "экзамены на вменяемость", чем вызвал дружные аплодисменты участников форума:

- Я везде говорю одно: теплоснабжение для каждого конкретного мэра - это его личный бизнес. Меняют мэра - меняют и директора теплоснабжающей организации. Они всегда идут в связке, потому что бюджет муниципального образования примерно равен годовому обороту по теплоснабжению. Но давайте хотя бы на уровне региона все же проводить какие-то экзамены на вменяемость, на квалификацию, чтобы люди хотя бы понимали, чем они занимаются. Можно со стороны, по Интернету посоветовать врачу, как лечить больного. Но если врач не знает об этой болезни ничего - ему объяснять что-либо бесполезно…

Два из одного

Любопытно, что в обозримом будущем в российской структуре исполнительной власти, возможно, появятся два новых министерства. Во всяком случае, участники форума дружно поддержали идею разделения минэнерго РФ на два ведомства. Эту идею в Ярославле озвучил член комитета Совета Федерации по экономической политике Виктор Рогоцкий.

- Есть протокольное поручение Совфеда нашему комитету - рассмотреть вопрос о повышении эффективности государственного регулирования топливно-энергетического комплекса страны, - пояснил он. - Одно из предложений такое: разделить минэнерго. Первое министерство должно заниматься углеводородным сырьем: нефтью, газом, углем, сланцами, трубопроводным транспортом, вопросами исследования новых полезных ископаемых. Второе - вопросами энергетики как таковой.

К последним, по словам сенатора, относятся лишь три из 16 функций, которые сейчас выполняет минэнерго. В результате снижается эффективность управления отраслью.

- Когда мы реформировали РАО ЕЭС России и оно закончило свое существование, предполагалось, что появится какой-то другой центр управления энергетикой, - напомнил член Совфеда. - Мы ожидали, что министерство заместит функции РАО ЕЭС, но этого, к сожалению, не произошло. Минэнерго - инициатор разработки энергетической стратегии России, однако в этом вопросе никакого движения практически нет. Слабое взаимодействие и с региональной энергетикой.

По мнению Виктора Рогоцкого, в развитии отрасли "важнейшую роль играет наличие последовательной, предсказуемой государственной политики". При этом эксперт считает, что "предпринятые в России масштабные преобразования в электроэнергетике не доведены до конца". Предстоит серьезная работа по развитию рыночной инфраструктуры и "созданию современной системы госрегулирования, адекватной задачам XXI века". Тем более что перед страной стоит огромная задача по импортозамещению, то есть следует ожидать роста энергопотребления.

В итоге большинство участников форума согласились с тем, что отрасли нужен свой "профессиональный штаб", который бы ее регулировал - в том числе и для того, чтобы "тарифы для населения и предприятий были приемлемы, а не корректировались политической конъюнктурой". Поддержанный представителями отрасли, сенатор пообещал вынести вопрос о разделении минэнерго на заседания комитета СФ по экономической политике и Совета Федерации.

Экономика ЖКХ Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Ярославская область Ярославль