Поводом к рассмотрению вопроса о "дважды депутатах" послужила жалоба Николая Гончарова из Ставропольского края, который в 2011 году стал кандидатом в депутаты Государственной Думы РФ по партийным спискам. После выборов место Гончарова в группе оказалось "непроходным", но затем предыдущий в списке депутат Юрий Эм перешел на работу в правительство края, в связи с чем добровольно сложил депутатские полномочия. Когда в 2013 году администрацию Ставрополья возглавил новый губернатор, он пригласил в свою команду другого депутата. А Юрий Эм вернулся к работе в парламенте, хотя следующим по списку мандат должен было получить Гончаров.
Существующее российское законодательство такую рокировку допускает. Согласно положениям статьи 89 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ", зарегистрированный кандидат, включенный в федеральный список кандидатов, вправе участвовать в замещении (получении) депутатских мандатов не более двух раз. Однако фактически это означает, что народный избранник оказывается "един в двух лицах", то есть он становится депутатом, но не исключается из списка кандидатов в депутаты. По мнению заявителя, эта норма нарушает сразу и активное, и пассивное избирательное право граждан, тем самым - положения статей 19 и 32 Конституции РФ.
- Мы считаем, что принцип равноправия как раз и предполагает, что человек должен один раз, будучи избранным, сделать свой осознанный выбор: представляет он интересы своих избирателей или предпочитает осуществление другой деятельности, государственной или предпринимательской, но несовместимой с полномочиями депутата, - заявила в ходе слушаний адвокат Ольга Поликарпова.
Конституционный суд РФ в конечном итоге поддержал позицию заявителя. Как пояснил судья-докладчик по делу Николай Бондарь, в условиях действующего правового регулирования "нельзя два раза войти в одну и ту же реку". Добровольно слагая с себя полномочия, депутат разрывает свои отношения с избирателями, и тем самым утрачивает право на возвращение. Его пассивное избирательное право считается реализованным, а возможность снова занять депутатское кресло ставит под сомнение не только конституционный принцип разделения ветвей власти, но и нарушает принцип равенства всех кандидатов, благоприятствуя персонам из начала списков. Чтобы исключить это противоречие, из текстов законов должна исчезнуть формулировка про "два раза". И необходимые изменения придется вносить не только федеральному законодателю, но и парламентам регионов, содержащих аналогичную норму.
При этом КС РФ еще раз подтвердил, что партия имеет право не соблюдать очередность кандидатов в списке, но только в связи с уважительными причинами. При этом они должны носить не эмоциональный, а фактический характер и могут быть проверены в суде.
- Признав неконституционным положение, связанное с, условно говоря, юридической реинкарнацией кандидатов в депутаты, мы тем не менее совершенно четко повторили свою позицию по поводу права политических партий вносить изменения в очередность замещения освободившихся депутатских мандатов, - подчеркнул Бондарь. - В постановлении указано, что партия может изменять после выборов порядок очередности кандидатов с учетом изменившихся обстоятельств.
Дело Гончарова подлежит пересмотру. Фактически это означает, что по закону он должен получить вожделенный мандат. Однако как на самом деле будет решаться коллизия с его предшественником - это вопрос фактических обстоятельств дела, которые КС РФ не рассматривает.