Новости

16.12.2014 00:41
Рубрика: Власть

Оценка как диагноз

Регионы проверили на публичность законов
Минэкономразвития подвело итоги рейтинга обязательного проведения оценки регулирующего воздействия (ОРВ) субъектов РФ при создании нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность бизнеса. Подробности "РГБ" рассказал Вадим Живулин, директор Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России.

- По каким параметрам оценивались регионы?

- Параметров в рейтинге много. Каким образом в регионе закреплено проведение ОРВ - законом или актом региональной администрации; насколько являются обязательными выводы по итогам ОРВ; насколько губернаторы вовлечены в эту работу. Мы анализируем, есть ли официальный сайт, где должны быть размещены нормативные акты для проведения публичных консультаций. Есть ли раздел для участия бизнеса в ОРВ. Исходя из целого ряда критериев, формируется оценка субъекта и по сумме баллов - место в рейтинге.

Первый блок называется "Правовое закрепление и практический опыт". В нем оценивается, каким образом закреплен институт, как внедряется в правотворческую деятельность. Второй блок связан с методическим и организационным сопровождением. Например, есть или нет информации о публичных консультациях на официальном сайте, соглашение о взаимодействии с региональными бизнес-объединениями. Есть или нет методические рекомендации для проведения ОРВ. Третий блок - оценка ОРВ в органах местного самоуправления. Как приступили регионы к внедрению ОРВ на муниципальном уровне, есть ли система обучения органов местного самоуправления и т.д.

Очень важным нововведением рейтинга этого года стал блок вопросов, оцениваемых бизнесом. Если по предыдущим разделам информация предоставляется органами власти, а мы проверяем ее на достоверность и соответствие, то в четвертой части опроса оценки ставят представители региональных бизнес-сообществ. Очень важно, как оценивают открытость и профессионализм чиновников те, на кого непосредственно влияют изменения законодательства.

- Кто стал респондентом в этой части?

- Мы не беремся обеспечивать репрезентативность выборки среди предпринимателей, ресурсов таких нет. Поэтому опросили четыре ведущих бизнес-ассоциации, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве: РСПП, ТПП, "ОПОРУ России" и "Деловую Россию", их региональные отделения. Вот по ним выборка 100-процентная. И взаимодействие с ними непосредственно относится к процедуре ОРВ.

- Есть ли в рейтинге явные аутсайдеры и лидеры?

- В самом конце списка оказались Республика Карелия, Чеченская Республика, Республика Мордовия, Чукотский автономный округ и Пермский край. В десятке лучших - Ульяновская область, Хабаровский край, Краснодарский край, Ростовская область, Республика Татарстан, Свердловская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Томская область, Магаданская область, Республика Башкортостан.

- Указом президента и 176-ФЗ предусмотрено внедрение ОРВ и на муниципальном уровне. Как это происходит?

- Трудно. Муниципальные нормативные правовые акты тоже должны проходить публичное обсуждение с точки зрения выявления барьеров для бизнеса. С 1 января 2015 года ОРВ должны внедрить административные центры, столицы. С 2016 года ОРВ внедряют муниципальные районы. С 2017 года - поселенческий уровень. Соответственно, через месяц этой работой должны заниматься столичные муниципальные образования. В некоторых регионах уже достаточно серьезно ведется работа по внедрению ОРВ в муниципалитетах. Есть еще одна сложность на муниципальном уровне. Все-таки ОРВ ресурсоемкая процедура требует наличия специального сайта, экспертов, с которыми можно и нужно обсуждать законодательные инициативы. А в муниципалитетах зачастую этой инфраструктуры нет. Да и немногие муниципальные нормативные акты оказывают какое-то заметное значение для ведения бизнеса. И не каждый из них должен проходить горнило этой процедуры. Мы бы хотели для органов местного самоуправления предусмотреть проведение ОРВ в качестве права, а не в качестве обязанности. Уже в первом квартале следующего года внесем в правительство проект федерального закона, который это предусмотрит.

- Грозит ли рейтинг муниципалитетам?

- Крупным городам-столицам грозит, а всем остальным, думаю, нет. В городах, как раз на муниципальном уровне, чинят препятствия для ведения бизнеса. Именно там часто принимаются акты, о которых никто не знает, не проводятся общественные процедуры.

- Каковы общие итоги по ОРВ за год, основные эффекты вашей работы?

- Мы провели ОРВ более чем 3150 проектов нормативных актов и подготовили столько же заключений. За последний год мы подготовили почти тысячу заключений. Для сравнения, за рубежом ОРВ может проходить в год несколько десятков проектов нормативных актов. Мы стараемся концентрироваться на значимых документах, которые самым серьезным образом меняют ситуацию. Например, поправки ко второму чтению , 4-й антимонопольный пакет, электронные ветсертификаты, Правила дорожного движения и работа автошкол. Вот, к примеру, недавно речь шла об установлении предельной суммы покупки в зарубежном интернет-магазине. До настоящего времени действует ограничение в размере одной тысячи евро и весом в 31 кг в месяц. Предлагалось с 1000 евро снизить стоимость одной посылки до 150 евро. Проведя ОРВ, мы проанализировали, насколько подобные требования адекватны, соразмерны и получится ли достичь ту цель, которую ставил перед собой разработчик - минфин. Для начала мы выяснили, каков рост количества посылок за последние несколько лет. Оказалось, что рост заметный. Посмотрели на среднюю стоимость каждой посылки, какие продукты и товары покупаются за рубежом. И пришли к выводу, что покупатели просто будут разбивать товар на несколько посылок. Но при этом нагрузка на почтовый сервис увеличится до 12 раз. Кроме того, возрастет нагрузка и на таможенную службу, которая эти посылки оформляет. Вывод - ожидаемого результата не будет.

Подобных примеров очень много. Что касается эффективности ОРВ - нас часто просят объяснить, как ее оценивать. И мы называем цифры. По самым скромным подсчетам и только по наиболее резонансным проектам актов, на федеральном уровне бизнесу сэкономлено более 600 млрд руб., не выплаченных впустую средств, необоснованных издержек. При этом есть еще экономия бюджетов всех уровней. А есть и нематериальные эффекты: повышение качества услуг или повышение безопасности граждан, улучшение условий предпринимательства. Но их в цифрах не посчитать.

- Можете ли вы привести примеры по ОРВ из опыта регионов?

- Пример из Томской области, который связан с одним из обязательных требований, который планировалось ввести для бизнеса. Речь шла о том, чтобы все такси, которые работают в городе, обязать перекрасить в желтый цвет. Идея разработчиков была очень простая - повысить безопасность и узнаваемость такси. Разграничить официальное и частное. Казалось бы, инициатива правильная. Решили подсчитать, во сколько для бизнеса обойдутся эти преобразования и в течение какого времени можно будет это осуществить. И главное - не отразится ли это на цене для потребителя услуги. Коллеги посчитали количество такси, которые были зарегистрированы на тот момент в Томской области, подсчитали средние затраты на перекраску или оклейку одного автомобиля и получили цифру 126 млн рублей. Это были расходы, которые надо было понести таксомоторным компаниям для выполнения такого требования. А дальше возник вопрос: эти 126 млн насколько адекватны, достаточны для того, чтобы подобное требование вводить? Насколько оно обременительно для бизнеса? Насколько подорожает поездка в такси? В итоге решили не перекрашивать.

- Какие планы на 2015 год по развитию ОРВ, совершенствованию нормотворчества?

- Одна из наиболее значимых инициатив связана с порядком вступления в силу нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Нами подготовлен проект указа президента и проект федерального закона, в соответствии с которыми для законов и инициативных приказов ведомств предусматривается вступление в силу два раза в год, 1 апреля и 1 октября. Обязателен переходный период не менее шести месяцев. Это делается для того, чтобы была возможность у бизнеса, правоприменителей, органов власти подготовиться к новому регулированию, перестроить бизнес-процессы.

Мы постепенно совершенствуем механизм ОРВ и предусматриваем несколько важных новаций. Например, для проведения публичных консультаций заменяем календарные дни на рабочие. С тем, чтобы была возможность участвовать в публичных консультациях, которые приходятся на новогодние праздники. Это касается тех документов, которые вносятся на сайт в конце декабря. Уточняем сферу проведения ОРВ. Хотим закрепить в ней акты, которые устанавливают ответственность за нарушение требований проходить ОРВ. Это УК и КоАП.

Третье направление - введение оценки фактического воздействия, созвучного во многом с ОРВ. Специальная система анализа того, как на практике применяется нормативный правовой акт. Смог ли он достичь тех целей, которые для него обозначались на момент разработки. Привел ли к тем последствиям, ради которых принимался. Как правило, за этим никто не следит. Поэтому система оценки фактического воздействия - это специальный анализ того, как реализуются важные нормативные акты.

Проект постановления уже находится в правительстве, проект федерального закона мы внесем в правительство в первом квартале следующего года.

Подписка на первое полугодие 2017 года
Спроси на своем избирательном участке