Впрочем, секрет оказался прост: "Мы закупили их еще в прошлом году, когда на рынке было все в порядке, - рассказал корреспонденту "РГ" заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. - Турция честно выполнила условия контракта и, когда заказ был готов, поставила автобусы в Москву". Водители городских парков, получившие их, в восторге. "В каждом - двухзонный климат-контроль, то есть я могу себе одну температуру задать, а в салоне, где двери чаще открываются - другую, - поделился впечатлениями с корреспондентом "РГ" водитель автопарка N 5 Сергей Чирков. - Переключения скоростей не чувствуешь - не то что звука, даже в движении, настолько плавно идет".
Именно эта партия в 100 импортных автобусов и еще 150 своих "Лиазовских" стала заключительным аккордом в усилиях городских властей по обновлению столичного парка общественного транспорта. "В этом году программа по обновлению подвижного состава автобусов Мосгортранса завершилась, и последние морально устаревшие машины с низкими экологическими свойствами выходят из оборота", - рассказал журналистам мэр Москвы Сергей Собянин. Закупка партии автобусов Conecto марки Mercedes-Benz на 85 пассажиров каждый, по его словам, была пробной: "Мы взяли ее для того, чтобы посмотреть, как они покажут себя в эксплуатации в нашем городе". Не исключает мэр и того, что Москва и в будущем будет пополнять свой парк по мере его старения автобусами такого класса: при условии, что они будут производиться в России.
Это вполне реально, считает Максим Ликсутов, так как "мерседесовские" грузовики уже производятся на базе КАМАЗа: "Фирма готова производить и автобусы, - рассказал заммэра "РГ". - Если на них будет заказ". Ну, а заказ у Москвы будет. Закупив за последние пять лет более 5,5 тысячи единиц подвижного состава для основного городского перевозчика, столичные власти добились, что его парк сегодня - один из самых молодых и современных в Европе. Пришедшие на смену дребезжащим предшественникам новые автобусы и троллейбусы на 80 процентов низкопольные, они удобны для пользования как для людей с ограниченными возможностями, так и для мам с колясками. И когда москвич сейчас решает оставить свою иномарку дома и отправиться на работу общественным транспортом, он знает: поедет в условиях не менее комфортных. А может быть - и более. И что совершенно точно, так это то, что доберется до места даже быстрее, ибо у общественного транспорта есть то, чего нет ни у одного автомобилиста: своя выделенная полоса на дорогах Москвы.
"Как у нас с безопасностью движения на выделенках?", - поинтересовался Сергей Собянин у замначальника ГИБДД Москвы Виктора Коваленко и услышал: "Аварийность с участием общественного транспорта снизилась с начала года на 35 процентов. И что еще очень важно: за последние 2-3 месяца фактически не было ни одного сбоя в его движении". "Вот это очень важно, - согласился мэр. - Нужно, чтобы автобусы всегда шли по расписанию".
О том, что доверие к этому виду транспорта растет, говорит и еще одна цифра, приведенная Сергеем Собяниным: 4 миллиона москвичей ежедневно пользуются автобусом. Это почти половина пассажирского потока метрополитена. Трудно представить себе, что творилось бы в подземке, устремись все пассажиры автобусов в метро.
А сейчас город ставит новую задачу: за ближайшие два года полностью обновить весь парк частных перевозчиков. Не выполнить ее предприниматели не смогут, так как с 2015 года в столице внедряется новая модель автобусных перевозок, по которым все операторы - не важно, городские они или коммерческие, должны будут работать по единым правилам: иметь современные, возить бесплатно льготников по тем же самым ценам.