Сергей Собянин осмотрел новые московские автобусы

Десятки новеньких синих "Мерседесов" стояли сегодня на смотровой площадке Воробьевых гор стройными рядами, как на параде. Часть из них прямо отсюда направились на маршруты городского общественного транспорта. На некоторых машинах был даже указан маршрут: N 31 "Роддом N4 - ЦУМ". Трудно было поверить, что Москва позволила себе расходы на эти суперавтобусы в дни, когда валютный курс в стране так нестабилен.

Впрочем, секрет оказался прост: "Мы закупили их еще в прошлом году, когда на рынке было все в порядке, - рассказал корреспонденту "РГ" заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. - Турция честно выполнила условия контракта и, когда заказ был готов, поставила автобусы в Москву". Водители городских парков, получившие их, в восторге. "В каждом - двухзонный климат-контроль, то есть я могу себе одну температуру задать, а в салоне, где двери чаще открываются - другую, - поделился впечатлениями с корреспондентом "РГ" водитель автопарка N 5 Сергей Чирков. - Переключения скоростей не чувствуешь - не то что звука, даже в движении, настолько плавно идет".

Именно эта партия в 100 импортных автобусов и еще 150 своих "Лиазовских" стала заключительным аккордом в усилиях городских властей по обновлению столичного парка общественного транспорта. "В этом году программа по обновлению подвижного состава автобусов Мосгортранса завершилась, и последние морально устаревшие машины с низкими экологическими свойствами выходят из оборота", - рассказал журналистам мэр Москвы Сергей Собянин. Закупка партии автобусов Conecto марки Mercedes-Benz на 85 пассажиров каждый, по его словам, была пробной: "Мы взяли ее для того, чтобы посмотреть, как они покажут себя в эксплуатации в нашем городе". Не исключает мэр и того, что Москва и в будущем будет пополнять свой парк по мере его старения автобусами такого класса: при условии, что они будут производиться в России.

Это вполне реально, считает Максим Ликсутов, так как "мерседесовские" грузовики уже производятся на базе КАМАЗа: "Фирма готова производить и автобусы, - рассказал заммэра "РГ". - Если на них будет заказ". Ну, а заказ у Москвы будет. Закупив за последние пять лет более 5,5 тысячи единиц подвижного состава для основного городского перевозчика, столичные власти добились, что его парк сегодня - один из самых молодых и современных в Европе. Пришедшие на смену дребезжащим предшественникам новые автобусы и троллейбусы на 80 процентов низкопольные, они удобны для пользования как для людей с ограниченными возможностями, так и для мам с колясками. И когда москвич сейчас решает оставить свою иномарку дома и отправиться на работу общественным транспортом, он знает: поедет в условиях не менее комфортных. А может быть - и более. И что совершенно точно, так это то, что доберется до места даже быстрее, ибо у общественного транспорта есть то, чего нет ни у одного автомобилиста: своя выделенная полоса на дорогах Москвы.

"Как у нас с безопасностью движения на выделенках?", - поинтересовался Сергей Собянин у замначальника ГИБДД Москвы Виктора Коваленко и услышал: "Аварийность с участием общественного транспорта снизилась с начала года на 35 процентов. И что еще очень важно: за последние 2-3 месяца фактически не было ни одного сбоя в его движении". "Вот это очень важно, - согласился мэр. - Нужно, чтобы автобусы всегда шли по расписанию".

О том, что доверие к этому виду транспорта растет, говорит и еще одна цифра, приведенная Сергеем Собяниным: 4 миллиона москвичей ежедневно пользуются автобусом. Это почти половина пассажирского потока метрополитена. Трудно представить себе, что творилось бы в подземке, устремись все пассажиры автобусов в метро.

А сейчас город ставит новую задачу: за ближайшие два года полностью обновить весь парк частных перевозчиков. Не выполнить ее предприниматели не смогут, так как с 2015 года в столице внедряется новая модель автобусных перевозок, по которым все операторы - не важно, городские они или коммерческие, должны будут работать по единым правилам: иметь современные, возить бесплатно льготников по тем же самым ценам.