До нового года в Госдуму внесут новый законопроект о туризме

Могут ли страховщики выполнять свои функции в обеспечении финансовой ответственности туроператоров? Однозначного ответа на этот вопрос нет, как выяснилось на заседании Экспертного совета по законодательству РФ в сфере туризма, в котором участвовали представители минкультуры, Ростуризма, "Турпомощи", Российского союза туриндустрии, представители банковского и страхового бизнесов.

"У меня впечатление, что это не надо ни страховщикам, ни самим операторам. Законодатель их толкает друг к другу, а они сопротивляются. Возможно, от такого вида фингарантий надо в принципе отказываться и искать что-то другое", - заявил председатель экспертного совета - депутат Михаил Емельянов, открывая заседание.

Вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин считает, что не стоит стремиться принять поправки в закон о туризме к 1 января 2015 года в недоработанном виде, потому что есть положения, которые просчитать сейчас достаточно сложно.

Он отметил, что за время обсуждения новый законопроект сильно изменился концептуально, и это накладывает особую ответственность на людей, которые принимают участие в его разработке.

Барзыкин напомнил, что уже есть два постановления правительства, которые на 30-40% устранили риски потребителей. Это введение обязательных билетов туда и обратно, ваучеров на проживание в отелях и подтверждения оплаты услуг турфирмой за 24 часа до вылета туриста. Эти меры намного усилили безопасность и снизили риски для туристов.

Среди положений законопроекта, требующих более тщательной доработки, эксперт назвал "все формы персональной ответственности, резервные фонды отчислений, страхование, банковскую ответственность и другие". Он также пояснил, что быстрое внедрение такой "пятиуровневой системы" значительной безопасности потребителю не добавит.

Представитель РСТ предложил оставить минимальную сумму финансового обеспечения туристических фирм на уровне 30 млн руб., а не повышать ее до 50 млн руб., и не спешить отказываться полностью от механизма страхования. Ведь более 90% участников рынка пользуются институтом страхования, и нет нужды от него отказываться.

"Изменения, которые предполагается внести в закон, не обеспечивают снижения рисков страховых компаний до приемлемого уровня", - считает представитель Всероссийского союза страховщиков (ВСС), директор центра страхования ответственности СК "Альянс" Галина Гуляева. Эксперты ВСС не видят возможности сделать страхование эффективным механизмом защиты туристов.

Настораживает экспертов и отсутствие дифференциации финансовой нагрузки в зависимости от объемов туристических услуг, а также особенностей различных направлений. По словам генерального директора компании "Европейское туристическое страхование" Андрея Тюрина, обременение туроператора может повлечь за собой еще больший риск невыполнения им таких условий и уход в "серые" схемы.

Не добавляет оптимизма и такая мера, как банковская гарантия. "Ставка банков всегда выше, чем у страховщиков, - подтвердил Денис Кошелев, руководитель департамента корпоративных продаж Промсвязьбанка. - Кроме того, банки будут запрашивать с туроператоров 100-процентное финансовое обеспечение. Готовы ли туроператоры изымать из оборота и замораживать десятки и сотни миллионов рублей?" Этого турфирмы себе позволить не могут. Но даже если банк даст добро и застрахует туроператора, то и здесь есть подводные камни. Как известно, помимо туроператоров сейчас и финансовые учреждения с завидной периодичностью лишаются лицензий.

Возникает вполне обоснованный вопрос: кто возместит отдыхающему ущерб, если обанкротится банк, выдавший страховку туроператору? Ответа на него в законопроекте нет. Поэтому, как утверждают эксперты, нынешний законопроект о туризме требует доработки и более точных расчетов, так как в противном случае за все - уже оплаченное проживание в отеле и трансфер до родных пенатов - будет, как обычно, платить по двойному счетчику рядовой россиянин, отправившийся на заслуженный отдых.

Сейчас законопроект проходит сложное согласование в правительстве РФ, скорее всего, он будет внесен в Госдуму до конца декабря.