"Нам нужно принимать меры по маркетинговому продвижению страны. Первое представительство планируем открыть в Китае, откуда самый большой турпоток, второе - в Германии, это рынок номер два для нас. Третья страна - Италия. Мы считаем, что всего нужно делать как минимум 10 представительств, и со следующего года мы начнем эту программу реализовывать", - уточнил Олег Сафонов.
Десять представительств для такой большой страны, как Россия, это капля в море, но все же лучше чем ничего. Интересно, что в Москве работают 48 туристских офисов разных стран, государства, заинтересованные в привлечении наших путешественников, тратят на продвижение миллионы долларов и евро. Например, Германия тратит на презентацию своего турпотенциала в России 28 миллионов евро в год. Планы же по созданию российских представительств существуют уже не первый год, но реализацию этой идеи до сих пор тормозило отсутствие государственного финансирования. Сейчас в Ростуризме нашли выход в виде государственно-частного партнерства. В ведомстве будет создана дочерняя структура, которая при помощи бизнеса и займется продвижением российских туристических брендов за рубежом.
Развитие въездного и внутреннего туризма - главная задача на будущий год.
"Выездной туризм - это элемент экспорта капитала. Покупая туры, товары за рубежом туристы работают на экономику тех стран, куда выезжают. Мы должны понимать, что стратегически наша страна заинтересована в развитии внутреннего и въездного туризма", - отметил Олег Сафонов. Впрочем, учитывая курс доллара и евро, а также новые требования к туроператорам, которые сейчас оформлены в виде законопроекта, внесенного в Госдуму, выездной рынок ждут нелегкие времена. Поэтому тем, кто хочет удержаться на плаву, вероятно, надо перестраиваться на создание турпродуктов в России. "У нас сейчас турпродукта в международном понимании нет. Отдельно продается размещение, отдельно - перевозка", - заметил Олег Сафонов.
Один из шагов к созданию пакетных предложений - чартерные программы внутри России, которые, кстати, должны способствовать снижению цен на перевозку.
Причем речь идет, как об авиачартерах, так и о железнодорожных. Чартеры можно ставить и из других стран в Россию. Например, в Сочинском аэропорту уже заработал режим "открытого неба".
Это значит, что зарубежные авиаперевозчики смогут не только без ограничений выполнять международные полеты в Сочи, но и совершать транзитные перелеты с посадкой на курорте, где также смогут брать на борт новых пассажиров.
Понятно, что просто так туристы, особенно иностранные, на российские курорты не поедут. Должна быть создана качественная инфраструктура - нормальные гостиницы, рестораны, развлечения. Все это появилось, благодаря проведенной Олимпиаде в Сочи. Но и в других регионах идет работа, в том числе, при помощи государства, отметил Олег Сафонов.
На финансирование в рамках федеральной целевой программы внутреннего и въездного туризма в будущем году смогут рассчитывать уже 26 регионов, а было 18. Из федерального бюджета на эти цели планируется выделить 5,2 миллиарда рублей, а было 4,6.
Успех будет зависеть и от активности самих регионов. В качестве положительного примера Олег Сафонов привел Алтайский край. "Одно дело развивать туризм в Москве или Санкт-Петербурге и совсем другое - в Сибири. Алтайскому краю это удается, турпоток туда значительно растет", - рассказал он.
Кстати, на прошлой неделе у обозревателя "РГ" была возможность увидеть, как работают над развитием туризма на Алтае. В разгар морозов там устроили большой праздник, посвященный открытию зимы - "Алтайскую зимовку". Придумали символ праздника - лебедей - прообразом выступило местное лебединое озеро. К теплому водоему, который наполняется за счет подземных источников, ежегодно прилетают на зимовку птицы и живут там среди снегов и льдов. Так что теперь лебединое озеро - это и бренд и популярный туристический объект.
К празднику в Алтайский край пригласили со всего мира лучших резчиков по льду и устроили конкурс ледяных скульптур, каждая из которых так или иначе связана с народными историями, сказками о лебедях. Выставка этих скульптур - незабываемое зрелище. Провели соревнования по скийорингу - это когда лыжник держится за веревку, привязанную к мотоциклу. Устроили зимние полеты на парапланах и забеги собачьих упряжек.
К открытию зимы выпустили даже шоколадные конфеты ручной работы с "лебединым" логотипом на коробке. Все это - как раз тот пример, когда люди не бездумно эксплуатируют возможности природы, а сами создают привлекательный турпродукт, интересный даже в условиях сибирской зимы.