В электронном виде будут направляться заявки заказчику; формироваться протоколы их оценки; рассылаться участникам закупки информация о полученных ими баллах и лучшей оценке по результатам рассмотрения всех заявок; проводиться переторжки (процедуры улучшения ценового предложения); формироваться итоговый протокол по результатам определения поставщика.
Для минимизации субъективного фактора при оценке заявок со стороны членов комиссий сведения о ценовых предложениях участников закупки будут раскрываться только в итоговом протоколе.
Все эти меры существенно уменьшат коррупционные риски, так как сократят возможности для сговора между заказчиками и участниками закупки, а также участников закупок между собой. Кроме того, снизятся временные и финансовые издержки всех участников закупок, параллельно вырастет число потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за счет возможности подачи заявок на участие в закупах в форме электронного документа в любое время суток из любого субъекта РФ, в том числе находящегося на значительном удалении от заказчика.
Ожидаемый прирост экономии при переходе на электронные конкурсы составит 6,9%. В рублевом выражении с учетом объема контрактов, которые заключаются ежегодно путем проведения открытых конкурсов, данная дополнительная экономия оценочно может составить до 72,9 млрд руб. Кроме того, среднее количество заявок, подаваемых на конкурсы, проводимые в электронной форме, в 1,8 раза превышает среднее количество заявок, подаваемых при проведении "бумажных" конкурсов.
Закон 44-ФЗ "О контрактной системе", вступивший в силу 1 января 2014 года, уже был подвергнут серьезным изменениям, совершенствующим закупочную деятельность для государственных и муниципальных нужд. И продолжает изменяться. Учитывая быстрое развитие информационных технологий, контрактная система, как ожидается, будет совершенствоваться в направлении перевода закупок в электронный вид. При проведении традиционных "бумажных" процедур существуют определенные риски. При подаче заявки в конверте возможны нарушения, например, вскрытие конверта ранее установленного срока, что дает возможность заказчику "подсмотреть" существенные условия исполнения контракта, которые предлагает участник.
Следующая проблема при проведении "бумажных" процедур - это сама процедура подачи заявки. Многие поставщики находятся в отдаленных регионах. Из-за этого возникают сложности в пересылке заявок заказчику - либо самостоятельно, либо через курьера. Зачастую издержки на подготовку и отправку заявки перекрывают разумные размеры. В таких случаях поставщики попросту отказываются от участия в некоторых процедурах. Как следствие этого - снижение конкуренции в торгах.
По словам гендиректора Единой электронной торговой площадки (ЕЭТП) Антона Емельянова, конкурс в бумажном виде дает почву для разного рода нарушений - сокрытия заявок, нелегального изменения заявок после подачи и др. После введения электронной формы подачи заявок подобные нарушения становятся невозможными. В рамках действующего закона заявки на аукционах уже подаются в электронной форме, и практика показывает их высокую эффективность.
Директор по развитию электронной торговой площадки "Сбербанк-АСТ" Юлия Обаляева считает, что, возможно, в первое время придется приложить немало усилий для освоения электронной площадки теми поставщиками (участниками размещения заказа), которые не участвовали в электронных аукционах, а заключали государственные и муниципальные контракты по итогам бумажных процедур. Но опыт показывает, что на электронном конкурсе в госсекторе процент экономии выше.