Конкретное наказание для инициатора скандала - экс-вице-президента Korean Air Чо Хен А - назначит прокуратура, которая уже сегодня может арестовать ее. Вместе с тем, в СМИ началась волна критики в адрес министерства транспорта, которое пыталось замять скандал и солгало журналистам об обстоятельствах расследования.
Напомним, что пятого декабря лайнер южнокорейской авиакомпании Korean Air, следовавший по маршруту Нью-Йорк - Инчхон, был развернут в аэропорту Нью-Йорка после отхода в сторону взлетной полосы и снова подошел к "рукаву". Предположительно, на таких действиях настояла вице-президент компании 40-летняя Чо Хен А, которая была среди пассажиров самолета. Чо не понравилось то, как стюардесса подала ей соленые орешки. По указанию Чо, с самолета был ссажен старший бортпроводник Пак Чхан Чжин, который был обвинен в плохом выполнении инструкции. По словам очевидцев, Чо громко кричала, поставила стюардессу и бортпроводника на колени, несколько раз ударила их файлом со служебными инструкциями. В Южной Корее это спровоцировало серьезную волну критики в адрес вице-президента и компании, которая пыталась на первых порах выгородить своего босса, перекладывая вину на рядовых сотрудников. Сама ситуация получила в СМИ название "скандала с солеными орешками". Чо Хен А в итоге под давлением критики ушла со всех постов, но это ситуации не изменило.
Министерство транспорта и земельных ресурсов Южной Кореи огласило свой вердикт по "скандалу с солеными орешками". Компания Korean Air признана виновной в нарушении ряда положений о правилах полета, а также в попытке оказать давление на участников и свидетелей скандала, чтобы те предоставили следствию выгодную для компании и вице-президента Чо Хен А картину. Заявлено, что компания будет наказана либо запретом на осуществление рейсов по маршруту Инчхон-Нью-Йорк сроком на 21 день либо штрафом в размере одного миллиарда 440 миллионов вон (около 1,3 миллиона долларов). Срок наказания и штраф затем могут быть увеличены или сокращены на 50 процентов.
Отмечено также, что командир лайнера не выполнил свои обязанности должным образом, допустив, чтобы вице-президент Чо Хен А, которая во время полета является лишь обычным пассажиром, начала распоряжаться ситуацией на борту. Впрочем, командира решено не наказывать, учитывая ситуацию, которая была на борту.
Отмечено также, что в Korean Air будет проведена полномасштабная правительственная проверка корпоративной культуры. Это стало следствием того, что компания до последнего момента лгала и пыталась переложить ответственность на своих рядовых сотрудников, выгораживая Чо Хен А.
Министерство также заявило, что подает прошение в прокуратуру оценить действия экс-вице-президента Чо Хен А, которая предположительно нарушила статью 23 Закона о воздушном сообщении Республики Корея. В случае признания Чо виновной, она может быть оштрафована на сумму до пяти миллионов вон (4,6 тысячи долларов). Вместе с тем, минтраспорта решило не предъявлять обвинения Чо в попытке принудительного изменения маршрута движения лайнера, а также в избиении стюардессы и бортпроводника. Было заявлено, что "это трудно доказать" и "эти части возможных обвинений должна оценить прокуратура". Если здесь Чо признают виновной, то ей грозит тюремный срок до десяти лет.
Сегодня днем экс-вице-президент Korean Air Чо Хен А должна прибыть на допрос в прокуратуру. Не исключено, что она будет арестована по тем обвинениям, которые не стало ей предъявлять министерство транспорта.
Результаты расследования правительства вызвали новую волну критики уже в адрес чиновников, которых обвинили в попытке спустить ситуацию на тормозах. Кроме того, стали выявляться факты, показывающие, что и чиновники вели себя так, как было выгодно Korean Air. Как оказалось, в ходе первоначального расследования восьмого декабря Пак Чхан Чжин в течение почти 20 минут опрашивали в присутствии высокопоставленного представителя компании Korean Air, а до этого Пак долгое время находился вместе с восьмью сотрудниками авиаперевозчика. Кроме того, среди следователей министерства есть двое выходцев из Korean Air, о чем ему сразу напомнили. Поэтому теперь понятно, почему Пак вначале сказал так, как хотела от него компания: он заявил, что Чо Хен А не скандалила и не применяла физическую силу. Представители следствия поначалу отрицали, что вели опрос в присутствии руководства авиакомпании. Сама же фирма, как уже отмечалось, потом оказывала давление на свидетелей, включая другого пассажира первого класса, настаивая, чтобы те выставили действия Чо Хен А в выгодном свете.
Пак Чхан Чжин в итоге заговорил о том, "как было на самом деле", уже журналистам и представителям правозащитных организаций. Тогда и посыпались скандальные обвинения в ругани, применении физической силы со стороны Чо Хен А, а также ее нахождении в состоянии алкогольного опьянения. Когда СМИ "взорвались" этой информацией, минтранспорта снова вызвало на допрос Пак Чхан Чжина, куда тот уже не явился, что понятно, учитывая то, как было обставлено предыдущее расследование. В конце концов, журналисты буквально по минутам восстановили все обстоятельства самого инцидента, а также опроса, прижав фактами чиновников минтранспорта. Те признали, что опрос в течение 19 минут вначале шел с участием руководства компании, которому только потом сказали удалиться. По поводу совместного нахождения до опроса было заявлено, что "нет правил, которые запрещают это".
Одновременно эксперты и СМИ жестко раскритиковали подход чиновников, которые явно выбрали лишь самые слабые наказания и обвинения для экс-вице-президента Чо Хен А. Специалисты отмечают, что, отдав указание командиру лайнера вернуться к "рукаву" терминала, она вмешалась в управление воздушным судном и увела его с маршрута. Само же судно уже находилось с юридической точки зрения в полете, так как входные двери была задраены, а самолет отошел от терминала и начал движение к взлетной полосе. Отмечено, что свои обвинения минтранспорта огласило лишь когда стало ясно, что прокуратура в любом случае вызовет Чо Хен А на допрос.
В итоге сейчас критика звучит не только в адрес компании Korean Air, а также, как ее здесь саркастично называют, "принцессы Чо Хен А", но и министерства транспорта.
С учетом выявленных новых обстоятельств теперь все взоры обратились в сторону прокуратуры, которая, как ожидается, даст более жесткую оценку действий. Не исключено, что Чо сегодня будет задержана как раз по тем обвинениями, которые не захотело предъявлять экс-вице-президенту минтраспорта.
В целом же "скандал с солеными орешками" в Южной Корее приобретает совершенно новый характер. Это уже не только оценка поведения "зарвавшейся дочки руководителя концерна "Ханчжин", которую папа назначил вице-президентом Korean Air", но и критика корпоративной культуры корейских крупных компаний, а также и чиновников, которые пытаются все "спустить на тормозах". Отмечается, что Чо Хен А до этого постоянно устраивала скандалы на борту, ведя себя на рейсовых лайнерах как в личном самолете. Но все это покрывалось и сходило ей с рук. Многие корейцы также считают, что и на этот раз все осталось бы на уровне слухов, если бы лайнер не вернули к рукаву, что нельзя отрицать, и возможно лишь в экстренной ситуации. Свою роль сыграла и принципиальная позиция старшего бортпроводника Пак Чхан Чжина, который стал все рассказывать СМИ, а также другой пассажирки, которая летела первым классом и как минимум частично подтвердила правдивость слов Пака. Она также отметила, что после начала шумихи ей позвонили из Korean Air, попросив не говорить с прессой либо сказать так, чтобы было выгодно Чо. Взамен этого пассажирке пообещали "модель самолета и фирменный календарь в знак признательности со стороны Korean Air".