Борис Давидович: Лишний час математики в школах не нужен

В школах прошел тест на математическую грамотность. Выяснилось, что в некоторых регионах 25 процентов старшеклассников не знают даже материал 6-го класса. Кто будет доучивать двоечников? Почему в одной из лучших школ страны слово "одаренность" под запретом? И что педагоги имеют против олимпиад? Об этом "РГ" рассказывает Борис Давидович, заслуженный учитель России, лауреат премии "Своя колея" за создание уникальной творческой методики обучения высокоодаренных детей, заместитель директора московской школы N 57.

Борис Михайлович, минимальный балл на ЕГЭ, в том числе по математике, будет повышен. А чтобы двоек было меньше, слабых учеников будут доучивать. Другого способа нет? Может, лучше ввести лишний час математики в школе?

Борис Давидович: Проблемы начались, когда старшие классы стали обязательными. Но ведь не все дети могут учиться в 10 и 11-м классе! Учителя тянули всех слабых учеников, ставили тройки. А ЕГЭ все это вскрыл. Теперь предлагается собирать слабых детей в отдельные группы и доучивать для того, чтобы эти ученики сдали базовый ЕГЭ. Я поддерживаю это предложение. А лишний урок математики не нужен. Дело вовсе не в часах.

Рособрнадзор только что провел исследования математической грамотности, и выяснилось, что завтрашние выпускники не знают материал шестого класса. У школьников просто провал в знаниях. Почему?

Борис Давидович: Одна из причин лежит в психологии ребенка. Существуют понятия ближней и дальней цели. Ближняя - хорошая оценка, похвала мамы или учителя, дальняя - поступление в институт. В начальной школе работает ближняя цель, в старшей - дальняя. А в средней - ближняя исчезает, дальняя еще не формируется. Вдобавок в средней школе обычно работают самые слабые учителя. Мы поставили у себя на средние классы хороших педагогов и попытались снизить роль оценок. Для того, чтобы детям было интереснее учиться, ввели новый предмет "Естествознание и обществознание", куда входят география, история, биология и технология. Ученики, разбившись на группы, исследуют какую-либо эпоху и готовят разные проекты.

Очень важно посмотреть, какая атмосфера царит в школе. Не унижают ли, не задирают ли там тех, кто хочет учиться? У нас есть мальчик, которого в прежней школе травили только потому, что он не любит играть в футбол. Но это был такой сильный ученик, что мы его сразу из пятого класса в седьмой приняли.

Прорыв в науке, технологиях могут сделать только талантливые люди. Как и где их искать, чему учить в школе?

Борис Давидович: Общей модели нет и быть не может. В больших городах нужна система кружков и секций по всем предметам с 5-го класса. Вести занятия там должны энтузиасты. Только они, относясь неформально к своей работе, могут увлечь детей. В школе это сделать невозможно, учитель слишком загружен.

Кружки могут быть в системе дополнительного образования, в школах, при вузах. У нас в школе такие математические кружки есть. Они бесплатные, заниматься могут все желающие с 6-7-го класса. В группе из 15 детей работают три преподавателя. На одного педагога пять учеников.

Чтобы попасть в ваш математический кружок, придется сдавать экзамены?

Борис Давидович: Мы принимаем детей из разных школ без всяких экзаменов и тестов, даже не интересуемся их успеваемостью. Но надо понимать, что это не подтягивание отстающих и не подготовка к олимпиадам. В кружках ученики решают логические задачи. Сейчас, к сожалению, появился уклон в состязательную, спортивную сторону: ребята чуть ли не с первого класса участвуют в олимпиадах, в том числе и математических. Но в олимпиаде только один победитель, остальные-то, получается, проигравшие. Только это ведь не совсем так!

Соревнование вообще вещь опасная. Если говорить о математике, то такое раннее участие приводит к тому, что ребенок неправильно понимает суть науки и научного поиска. Он думает, что наука - это тусовка, решение каких-то задач за два часа, грамота, призы, мама с фотоаппаратом. А наука - это тяжелый труд за письменным столом и 90 процентов этого труда уходит в корзину для бумаг. Никто за это никаких призов и грамот не дает.

Разве олимпиады не помогают найти талантливых учеников?

Борис Давидович: В олимпиаде не всегда побеждает сильнейший. Это в спорте результаты легко измерить и сравнить. А тут все тоньше. Олимпиадная субкультура часто нацелена на натаскивание решения задач. Вдобавок у ребенка в этом возрасте очень подвижная психика: болит живот, кто-то косо посмотрел, и все - он не способен ни к какому умственному напряжению. Тем не менее олимпиады - единственный способ для администрации что-то подсчитать и постараться дать ответ на вопрос: что такое хорошая школа? Хотя бы для того, чтобы определить финансирование.

В других регионах есть кружки для одаренных учеников?

Борис Давидович: В Кирове есть центр дополнительного образования, которым руководит Игорь Рубанов. Во многом благодаря ему и его центру можно объяснить успехи кировских школьников по математике, физике, информатике. Похожие центры для поддержки одаренных есть в Ярославле, Питере, Саранске, Саратове, Челябинске. Педагоги в кружках и центрах - штучный товар. Они, как правило, даже не выпускники педвузов. У нас в школе, например, кружок по физике ведет ученый, который пришел к нам из академического института. Он умеет так рассказывать о физике, что шестиклассники сидят на занятиях с открытым ртом. А ведь физика, скажем так, взрослая наука. И не все способны говорить о ней интересно с детьми.

Где искать преподавателей для одаренных детей? Может, нужны какие-то программы поддержки для выпускников вузов - математиков, физиков, которые могут работать с талантливыми школьниками?

Борис Давидович: Цепочка рвется, когда выпускники вузов - молодые ученые не могут найти работу в России. По разным причинам.

В России есть четыре СУНЦа - школ для одаренных при университетах. Может, нужно больше таких центров?

Борис Давидович: Нет, больше не нужно. Все, что связано с интернатом - огромная проблема. Оторвать подростка в 14 лет от семьи не так-то просто. Даже в спецклассах не всегда бывает доброжелательная атмосфера. Вот представьте - приходят в спецкласс подростки 14 лет и думают: "Я вундеркинд!". Их отбирали полтора месяца, они прошли шесть собеседований. А тут выясняется, что есть кто-то сильнее тебя... И поступки могут быть непредсказуемы. Мы в школе стараемся не использовать слова "гениальность" и "одаренность".

А по каким учебникам учатся будущие Колмогоровы и Перельманы?

Борис Давидович: По обычным, но почти у каждого учителя есть своя авторская программа. Вот у меня на столе учебник Виленкина, задачник Галицкого и Гольдмана. Вот еще подбор задач иррациональных уравнений, которые приготовил мой коллега. А я ими пользуюсь. Мы стараемся учить детей не только математике, но и честному, добросовестному труду. Именно поэтому на контрольных работах в своем классе я оставляю ребят одних. И верю, что они не списывают, потому что знают, зачем сюда пришли.

Астрономия

Преподаватели вузов настаивают на возвращении астрономии в школьную программу. На открытии Кавказской горной обсерватории в Карачаево-Черкесии ректор МГУ Виктор Садовничий подчеркнул: "Считаю, что астрономию как школьный предмет обязательно надо вернуть". Поясним, этот предмет потихоньку исчез из расписания, а учебники по астрономии - из школьных библиотек. Раньше на его изучение отводилось 35 часов в выпускном классе, и астрономия была отдельной школьной дисциплиной. Потом от нее осталось пять часов в разделе физики в старших классах и краткий экскурс в 1-4-х классах. В итоге, по данным опросов, 55 процентов россиян не знают, что Земля вращается вокруг Солнца! "Мы начали бороться за астрономию и будем отстаивать возвращение часов по астрономии как часть какого-то предмета или как отдельную дисциплину", - заявил Виктор Садовничий.

Прямая речь

Иван Ященко, руководитель Федеральной комиссии разработчиков ЕГЭ по математике:

- Минимальный балл для поступления в вузы на 2015 год уже увеличен до 27. Думаю, к 2016 году он может вырасти еще на 9-10 балов. Повышать минимальный балл надо постепенно, скажем, за 5 лет минимальный балл может вырасти до 40. Думаю, что для массовых вузовских профессий он может быть 40, для инженерных специальностей - от 40 до 70, а больше 70 минимальный балл может быть в ведущих вузах. Сразу резко поднять минимальный балл нельзя. Низкие оценки по математике ученики получают по двум причинам: одним она трудно дается, а других недоучили. Считаю, что в ближайшие годы все вузы должны вводить корректирующие курсы.

Каким будет ЕГЭ по математике в 2015 году

Базовый уровень

На выполнение работы отводится 3 часа (180 минут). В ней 20 заданий с кратким ответом. Задание считается выполненным, если верный ответ записан строго в той форме, которая предусмотрена инструкцией .

Профильный уровень

Минимальный порог уже известен - 27 баллов. Работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий.

Первая часть содержит девять заданий с кратким ответом, вторая часть - это пять заданий с кратким ответом и семь заданий - с развернутым.