Нынешние школьные проекты, предусмотренные федеральным стандартом начальной школы, - по сути, реинкарнация "докладов школьника", которые в младших и средних классах готовили еще сами родители. Поскольку было это в докомпьютерную эру, писали ручкой на бумаге. Теперь же в классах появились электронные доски, проекторы и прочая техника, которая позволяет заменить чтение по бумажке рассказом в сопровождении красивого иллюстративного ряда.
- Школьный проект очень похож на исследование, но здесь не требуется оригинальность или какие-то практические выводы, - объясняет Ольга Узорова. - Достаточно рассмотреть объект с разных сторон, хотя если удастся что-то новое выяснить, будет еще лучше.
Хотя ученические проекты введены повсеместно и стали обязательными для всех, что именно должен представить ученик точно не знает никто. Требования зависят от учителей, администрации школы, региональных методических центров. Поэтому, чтобы не поставить ребенка в неловкое положение, стоит самому согласовать с учителем тему, содержание и требования по оформлению проекта.
- Где-то от второклассника ждут четыре-пять страничек текста, а где-то - не меньше пятнадцати, - делится Ольга Узорова. - Кроме того, учителю надо потом выставлять лучшие проекты своих учеников на конкурс. Из-за этого он может попросить, например, побольше использовать видео. Или сосредоточиться на инфографике, - педагогам обычно намекают, какие работы будут высоко оценивать члены жюри на следующем этапе.
Ее может подсказать учитель, а можно сформулировать самим. Чтобы не ломать голову, стоит поискать в интернете - их часто выкладывают активные педагоги. Например, здесь или здесь. Но можно проявить фантазию и самому. Самое главное - не увлекаться, проект все-таки детский и, в теории, должен быть выполнен самим ребенком. Поэтому проблемы квантовой механики, наверное, брать не стоит. А вот, допустим, "Лучшая модель бумажного кораблика" вполне подойдет.
- Проект - жанр новый, его мало кто понимает и уж тем более - умеет делать, - честно признается Ольга Узорова. - Поэтому часто его выполняют так: мама садится за компьютер, перепечатывает или копирует несколько страниц из учебника для старших классов или Википедии, приделывает вступление и заключение, находит пару иллюстраций и копирует на флешку. А школьнику остается только заучить свою краткую речь. Эта стратегия обычно позволяет получить хорошую оценку, но на самом деле прибегать к ней стоит только в самом крайнем случае. Поступая так, родители лишают своего ребенка возможности научиться хоть чуть-чуть думать самостоятельно, с младших классов приучают к обману и симуляции учебы.
На самом деле свалившаяся на всю семью работа над школьным проектом - замечательный повод пообщаться с ребенком и сделать вместе общее дело. Естественно, оставлять школьника один на один с этим заданием нельзя. Без методического и организационного руководства, технической помощи родителей он сам вряд ли что-то сможет сделать. Но при подготовке проекта ученику надо доверить отдельный фронт работ, четко поставить задачу и позволить ему взять на себя часть интеллектуального труда.
Если проект предполагает практическую работу, ее стоит доверить ученику: она самая интересная. Помогите подготовить эксперимент, наблюдение, поставить опыт. Но тут надо быть готовым к тому, что подтвердится закон Мерфи: "Любое, даже самое точное указание, будет понято с точностью до наоборот".
- Очень важно, чтобы родители не ругали ребенка за неудачи или ошибки при подготовке проекта, - настаивает Ольга Узорова. - Иначе он может потерять мотивацию к любой творческой или аналитической работе навсегда. Сдерживайтесь, не закладывайте себе проблемы на будущее.
- Понятно, что в нынешнем виде проекты - не самое удачный вариант заданий для школьников, к тому же отдуваться за своих детей обычно приходится усталым родителям, - сожалеет Ольга Узорова. - Но, тем не менее, пожалуйста, никогда вслух не произносите ничего, что могло бы сформировать у ребенка или выдает ваше собственное негативное отношение к этой работе. Хотите высказать недовольство - сделайте это вечером на кухне. Или перейдите на иностранный язык. Даже при не слишком удачной постановке задачи учительницей, эта работа может и должна быть интересной. Но станет она такой только при одном условии - если вся семья будет воспринимать ее не как обузу, а как возможность проявить свои способности.
Изначально предполагалось, что проектами будут заниматься в первую очередь сами ученики. А на деле же получилось, что пока отдельные неленивые и любознательные школьники корпят над своими работами, за остальных все задание выполняют родители. Понятно, что человек, поднаторевший за долгую жизнь на написании рефератов, курсовых, диплома и служебных отчетов, сделает намного более гладкий и "презентабельный" проект, чем честный, но неопытный второклассник. В результате те немногие, кто делает все по-честному, оказываются в заведомо проигрышной ситуации.
- Это порочная практика - так дети получают первый опыт халтуры, - объясняет Ольга Узорова. - Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы это был именно ученический проект. Понятно, что самому сделать бывает намного проще, чем помочь ребенку, организовать его и объяснить все детали. Но давайте хотя бы стремиться к тому, чтобы конкурс проектов был именно детским.