Как расценивают перспективы работы в вашей компании после того, как закон вступит в силу?
Дмитрий Дригайло: Конечно, положительно. Рассчитываем на то, что законопроект станет законом в ближайшей перспективе. Ведь первое чтение прошло еще 11 июня 2013 года. Мы заинтересованы в том, чтобы наш бизнес в России регулировался законодательно. Компания работает на рынке 20 лет, надеемся работать еще долго, и включение нашей индустрии в российское правовое поле можем только приветствовать. Это необходимо всем - огромному количеству клиентов, компаниям и, конечно, государству. Это точка развития.
Между первым и вторым чтениями прошло полтора года. Много изменений внесено за это время в текст законопроекта?
Дмитрий Дригайло: За это время в России появился мегарегулятор в лице Банка России. И требовалось время, чтобы он сформировал свой взгляд на этот рынок. К второму чтению в тексте законопроекта появился ряд поправок: ограничен максимальный размер кредитного плеча, введено положение об исключительном виде деятельности, прописаны жесткие требования к уставному капиталу компаний, предоставляющих услуги по маржинальной торговле.
Законопроект регламентирует, кто и кому будет оказывать услуги?
Дмитрий Дригайло: Да. Форекс-дилеры будут оказывать услуги физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями. Но для этого компании должны будут иметь лицензию и быть членами саморегулируемой организации форекс-дилеров - Центра регулирования внебиржевых финансовых инструментов и технологий. ЦРФИН работает с 2010 года, 80% компаний рынка являются его членами, наша компания выступала одним из его учредителей.
Расскажите подробнее о нововведениях. Как вы их оцениваете?
Дмитрий Дригайло: Это смотря с какой стороны рассматривать. Например, Банк России, наверное, считает, что минимальный уставный капитал, установленный в размере 100 млн рублей, гарантирует расчеты компании с клиентами. Возможно, хотя для многих компаний эта новация станет барьером для входа на рынок. На мой взгляд, ограничение максимального размера кредитного плеча соотношением 1 к 50 может сделать российский рынок не очень конкурентоспособным. В международной практике большинство компаний ограничивают максимальный размер плеча в 100 или 200. Ограничение до 50 поставит участников, работающих в российском правовом поле, в менее конкурентоспособные условия по сравнению с теми компаниями, которые работают в иностранных юрисдикциях, где ограничений по плечу либо нет, либо они не такие серьезные. И клиенты, предпочитающие высокий уровень дохода, могут уйти за рубеж.
Некоторые сомнения вызывает и целесообразность запрета компаниям, работающим на рынке Forex, быть одновременно профучастниками российского рынка ценных бумаг, вести банковскую деятельность и предоставлять услуги по торговле CFD (контрактами на разницу) иностранными акциями и производными инструментами. Опыт нашей компании говорит, что инструменты CFD весьма востребованы. И для наших клиентов было бы очень хорошо, если бы их также регулировал данный законопроект.
В целом мы рады тому, что идет плодотворная работа участников индустрии, регулятора и законодателей, которая, надеюсь, позволит успешно развиваться нашему рынку.