Честно говоря, я бы попросту пропустил эту радиорекламу мимо ушей - при всей моей любви к названным артистам, - если бы ни следующее предложение, которое заставило меня к ней прислушаться. "Для вас остались билеты только в партер, только на лучшие места - по цене 52 (пятьдесят две) тысячи рублей!". Поскольку полвека назад я окончил математическую школу, то, прикинув в уме во что семье из пяти человек может обойтись посещение этого представления, понял, что сумма намного превысит мою ежемесячную зарплату в МИД Российской Федерации. Про буфет в антракте умолчим, чтобы сохранить арифметическую стерильность рассуждений.
52 тысячи рублей - это втрое больше, чем пенсия среднего московского пенсионера, почти в сорок раз больше минимальной студенческой стипендии и в десять раз - стипендии повышенной. Наконец, это на десять тысяч рублей больше, чем средняя зарплата по Москве в 2014 году.
Замечу, что я слушал эту рекламу хотя и недавно, но все же в те времена, когда цена одного американского доллара была ближе к пятидесяти рублям, чем к шестидесяти пяти. И, не скрою, пару недель размышлял над тем, стоит ли нервировать и без того взнервленных граждан, которые не становятся спокойнее, когда речь идет о нынешнем ценообразовании. Понимая, что между спросом и предложением всегда существует тайная химия взаимоотношений, которая и определяет лукавство рынка, все же не буду усложнять. Коль скоро предлагают билеты по пятьдесят две тысячи рублей, то, естественно, предполагают, что их будут покупать. С моей точки зрения, их могут купить только те граждане Российской Федерации, которые в состоянии пригласить тех самых замечательных артистов к себе домой. И неважно, где этот дом будет находиться - в Малаховке, Репино или Сан-Тропе.
Не поленившись, постарался узнать и о самых доступных билетах на это представление. Их цена начиналась с двух тысяч рублей. Не стану еще один раз щеголять своими арифметическими способностями - и без их демонстрации понятно, что зрительскую массу должны были составить обеспеченные, очень хорошо обеспеченные и просто по-настоящему богатые люди, которые собрались все вместе, чтобы посмеяться и поплакать. И в этом нет ничего дурного. Всяк в своем праве. Но когда создатели того или иного спектакля или организаторы новой концертной программы определяются с ценовой политикой, они должны точно отдавать себе отчет в том, на какую публику рассчитывают.
При диапазоне цен от двух до пятидесяти двух тысяч рублей отсекаются не только социальные группы, находящиеся за чертой бедности, но и мало-, и среднеобеспеченные граждане. Те самые демократические слои народа, к которым, как правило, по исторической традиции обращалась русская творческая интеллигенция (прошу толковать слово "русская" расширительно, речь идет о той интеллигенции, которая формировала русскую культуру и, шире, русскую духовную мысль). И именно к этим - демократическим, небогатым - социальным слоям общества относится научно-техническая, профессорско-преподавательская и даже бюрократическая интеллигенция нашей страны. Равно, как и мелкая буржуазия, рабочие и уже давно неколхозное крестьянство. Для них посещение престижного спектакля или концерта сопоставимо с летним отпуском в Турции или Египте. Задирая цены, театры и концертные залы начинают работать на очень узкий слой сверх обеспеченных граждан, среди которых, замечу, немало эстетически образованных людей, но весьма высокое количество буржуа, для которых искусство лишь обязательная часть потребительской корзины их социального круга. Об этом должны помнить продюсеры и режиссеры, создающие произведения для публичных представлений. И не строить никаких иллюзий ни по своему поводу, ни по поводу своих творений и своих зрителей. Стоит почаще вспоминать знаменитую мысль Пушкина о том, что именно публика образует драматические таланты. Забвение этих слов нередко оборачивается творческими драмами.
Прошу не делать никаких поспешных выводов из моих наблюдений. Меньше всего мне бы хотелось, чтобы у вас родилась мысль о необходимости вводить какие бы то ни было ограничения на цены в театрально-зрелищных учреждениях. Здесь рынок работает в полной мере, и зритель голосует ногами и рублем. До той поры пока у него есть этот рубль и хватает сил, чтобы ходить в театр.
В нашей стране немало вполне доступных учреждений культуры. Пытаясь спастись от инфляции, их менеджеры уже сегодня вынуждены размышлять о необходимости повышать цены на билеты. С высокой степенью уверенности могу сказать, что это будет ложный шаг.
В мировой практике были периоды, когда культура становилась одним из важнейших локомотивов выхода из экономических кризисов.
Наиболее показательны в этом смысле североамериканские Федеральные культурные программы "Нового курса" администрации Рузвельта в эпоху Великой депрессии.
Надеюсь, что нынешняя ситуация в России будет развиваться по оптимистическому сценарию. Но даже в этом случае именно на государстве лежит ответственность за то, чтобы качественное искусство было доступно самым широким слоям российских граждан. И не только по телевизору.