17.12.2014 23:00
    Поделиться

    Евгений Миронов: Театр может лечить души

    Почему Евгений Миронов решил помогать тем, кто не видит и не слышит
    Сегодня выходит в прокат новый фильм "Вычислитель" с Евгением Мироновым в главной роли. Там его герой, после переворота на некоей фантастической планете приговоренный к пожизненному изгнанию, ведет за собой группу людей на поиски счастливых островов - к легендарной земле, где, по его представлению, можно выжить.

    А накануне актер представил премьерный спектакль "Прикасаемые" и одноименный совместный социокультурный проект Театра наций, Российского государственного социального университета и фонда "Со-единение" по интеграции слепоглухих людей в творческую среду. Людей, по сути приговоренных судьбой к пожизненному изгнанию и получивших шанс найти новые способы общения, приобрести новых друзей и открыть для себя новые миры. Пока - театральные.

    Евгений, насколько роль Эрвина в фильме "Вычислитель" созвучна с той миссией, которую с театральным проектом "Прикасаемые" вы взяли на себя в жизни? Судя по фрагментам, в кино ваш герой, изгнанный из общества на земли, где нет ни еды, ни воды, ищет счастливые острова, чтобы начать новую достойную жизнь. В реальной жизни люди с ограниченными физическими возможностями, включившись в ваш проект и посещая творческие лаборатории ваших друзей, получают возможность существенно расширить круг своего общения. И, соответственно, - частично преодолеть свое вынужденное изгнание из общества хорошо видящих и слышащих людей, лучше адаптироваться в нем. Коммерческий и социальные проекты оказались совсем рядом?

    Евгений Миронов: Нет, это немножко разные вещи. В фильме мой герой сам создал систему, и сам стал ее заложником. А тут другое дело. Знаете, однажды соприкоснувшись с неизвестной тебе темой, вдруг понимаешь, что ты не можешь больше не думать об этом и не сможешь со временем закрыть ее для себя. Так уже не получится. И если мы способны с помощью театра помочь людям хотя бы частично преодолеть проблему, восполнить дефицит их общения - этим надо обязательно заниматься. Потому что в какой-то момент мы превратили театр в развлекательно-увеселительное шоу, даже в какую-то животную потребность. Но театр владеет разным инструментом. Он может лечить души. Что касается непосредственно Театра наций, сейчас, по-моему, он один из немногих театров, занимающихся социальными проектами. У нас это уже вторая постановка, и второй проект. Первым был документальный спектакль "Бросить легко" о преодолении наркозависимости, где играли сами наркозависящие, - это было для них как реабилитация. А во втором - "Прикасаемых" - участвуют слепоглухие. И в этом смысле мы бросаем вызов всем остальным учреждениям культуры.

    Что требует от вас больших душевных сил и эмоциональных затрат: участие в таких общественно жизненно необходимых акциях или, предположим, решение в рамках спектакля "Гамлет/ Коллаж" вами как актером вопроса Гамлета быть или не быть?

    Евгений Миронов: Все требует душевных сил...

    Но какую часть жизни вы реально можете позволить себе сегодня отдать на подобные социальные проекты?

    Евгений Миронов: Я про это не думаю и не считаю. Если я начну думать, у меня, как у сороконожки, сломается какая-то нога, и я не смогу ходить. Я живу, как дышу, как надо, видимо. Ко мне приходят разные люди, с разными проблемами. И я если я понимаю, что не могу отказать, я тут же вклиниваюсь. А если чувствую, что буду просто свадебным генералом, - я отказываюсь.

    Ингеборга Дапкунайте в секунду после вашего с ней разговора согласилась участвовать в проекте "Прикасаемые" и стала его продюсером. А каким образом вы оказались в этом кругу проблем?

    Евгений Миронов: На попечительском совете фонда поддержки слепоглухих мне была предложена идея войти в этот совет. А дальше что могу я - а я представляю Театр наций - конкретное сделать. Возникла история со спектаклем, в котором участвуют слепоглухие, для того чтобы привлечь внимание к проблеме. А дальше мы сталкиваемся с другой проблемой: ну хорошо, мы сыграли спектакль. И что с этого? Спасибо - до свидания? Что делать дальше этим людям, которые уже вошли в другой мир, стали его принимать не только на ощупь и на запах, а каким-то энергетическим способом открывать, общаться с людьми, которых они раньше не знали - с артистами, художниками? И возникла идея моста с Российским государственным социальным университетом, на базе которого будут проходить регулярные мастер-классы деятелей культуры и волонтеров из числа студентов РГСУ и других вузов, творческие лаборатории. Все вместе мы сможем не просто найти проблему, озвучить и бросить ее, а работать дальше, чтобы эти люди могли дальше развиваться, чтобы им, да и нам тоже, жилось вместе намного комфортнее. Чем мы сейчас и занимаемся. Ведь то, что мы рядом находимся с этими героическими людьми, заставляет нас ответственно относиться к делу. Мы не должны его бросать, - конца у этого начинания не может быть. Мы должны постоянно развивать способы общения с этим совершенно другим, незнакомым нам миром, от которого мы часто прячемся. Проблема огромная, у людей - на всю жизнь. И кому, как не нам, надо сделать первый шаг к ним навстречу.

    Справка "РГ"

    В 2013 году под патронажем президента РФ в России был создан фонд поддержки слепоглухих. Попечительский совет фонда возглавил Герман Греф, в совет фонда вошли Татьяна Голикова, Евгений Миронов, Валерий Гергиев и другие. Цель фонда - реализация системных проектов, направленных на интеграцию слепоглухих в общество, в том числе через развитие их творческого потенциала.

    Проект "Прикасаемые" - это история о людях, которые получают информацию из силы ветра и влажности воздуха, из человеческих рук, из каждого живого прикосновения... Эти люди не видят и не слышат, но они умеют использовать то, что часто не замечают в огромном море информации "зрячеслышащие". "Может быть, благодаря именно "тайным" прикосновениям мы научимся строить новые пути коммуникации и лучше понимать друг друга", - считают авторы проекта, режиссер Руслан Маликов и продюсер Ингеборга Дапкунайте.

    Эта театральная история рассчитана на долгое время и подразумевает приглашение все новых и новых участников. Полная версия спектакля выйдет в марте 2015 года на сцене Театра наций. Его создание и процесс репетиций ляжет в основу документального фильма студии Сергея Мирошниченко "Остров".

    Кстати

    Фильм "Вычислитель" рассказывает о далеком будущем - предположительно 3500 год. Люди освоили другие планеты и создали совершенную систему управления, которую они называют просто "система". Жизнь строго регламентирована, "система" сама решает, как жить и даже с кем создавать семью. Главные герои живут на планете с "говорящим" названием Хлябь. Евгений Миронов играет в ленте советника президента, когда-то бывшего в почете у "системы", а теперь изгнанника. Ему грозила смертная казнь за то, что он пошел против государства. Но смертную казнь "система" отменила, и теперь ему еще с десятком заключенных остается только одно - пройти 300 км болот, где на каждом шагу подстерегают смертельные опасности. В конце непростого пути их ждут "Счастливые острова". Но не всем суждено туда добраться. Для героев этот путь станет не только физическим, но и моральным испытанием. Казалось бы, в подобных условиях заключенные должны держаться друг друга, "чтоб не пропасть поодиночке", но моральные законы в далеком будущем перестают работать.

    Подготовила Наталья Соколова

    цитата "РГ"

    Ингеборга Дапкунайте, актриса, продюсер проекта "Прикасаемые":

    - Можно общаться на разных уровнях. Когда ты это понимаешь - это открытие. Мы все члены одного общества, и когда мы это осознаем полностью, мы не будем думать, что если человек не может физически что-то делать, то он неполноценен. Что я чувствовала на спектакле - не передать словами. Я приобрела новых друзей. Это были не впечатления от искусства, а впечатления от искусства общения с людьми.

    Поделиться