Контрольные и надзорные органы должны стать эффективным звеном в системе госуправления. "Особенно это, конечно, актуально сейчас, когда из-за кризиса в мировой экономике и введенных санкций наша страна далеко не в простом периоде экономического развития", - пояснил он.
В Послании Федеральному Собранию президент говорил о необходимости обеспечить эффективность госрасходов. Ежегодно их нужно снижать не менее чем на 5 процентов за счет сокращения издержек и нерациональных затрат. Такая задача поставлена как минимум на три года. Но планировать и координировать работу контрольно-надзорных органов нужно сейчас.
Иванов призвал ускорить разработку законопроекта о госконтроле. "Несомненно, скорейшее принятие этого базового правового документа сможет существенно повысить качество работы всех контрольных и надзорных органов", - считает он. В законе должна быть определена компетенция каждого контрольного органа, разграничены полномочия с другими видами контроля. К процессу должны подключиться эксперты администрации президента. Также необходимо создать межведомственную рабочую группу.
Глава кремлевской администрации предложил уйти от тотальных проверок в экономике и перейти к новой модели деятельности, основанной на "риск-ориентированном подходе". Сейчас одинаково проверяется химзавод и малое предприятие, которое не влияет на здоровье людей. "Это совершенно недопустимо", - обозначил Иванов. Да и цели порой формулируются расплывчато. "Опыт показывает, что проверять надо тех и там, где деятельность несет риски для здоровья и жизни граждан", - заметил он. Для особо опасных объектов может быть ужесточено регулирование, не исключил глава администрации Кремля. Но таких предприятий не так много. При этом контроль над объектами среднего и низкого уровня риска надо упростить. В пример Иванов привел МЧС, где отменены проверки малого и среднего бизнеса.
Сократить число контролеров нужно и в самих ведомствах. "Несмотря на требования оптимизации госструктур, число сотрудников федеральных контрольных и надзорных органов за последние три года снизилось, но очень незначительно, практически осталось на том же уровне", - констатировал глава кремлевской администрации. Кое-где их даже стало больше: Рособрнадзор, Росздравнадзор, ФСКН и ФАС. Многие заняты управленческими и обеспечивающими функциями, то есть, по сути - не контролеры. В Росаккредитации таких более 70 процентов, в ФТС - 45 процентов. При этом парадокс - должность высококвалифицированного контролера оплачивается невысоко. Нужно увеличить зарплаты тем, кто работает "в поле", а не "сидит в конторах и штаб-квартирах", - предложил Иванов.
Основным элементом публичной системы учета и анализа эффективности работы контрольно-надзорных органов должен стать Единый реестр проверок. При этом наказывать за то, что результатов проверок нет, не будут. "Иначе могут быть еще более опасные последствия, если начнется фальсификация", - пояснил глава кремлевской администрации.
Еще одна задача Послания - формирование новой системы контроля за использованием средств гособоронзаказа. "Сотни миллиардов рублей до копейки должны быть использованы по назначению", - подчеркнул Иванов. Глава администрации президента также считает, что надо расширить полномочия Росфинмониторинга и обеспечить контроль за всей цепочкой поставщиков по гособоронзаказу.
Контрольно-надзорные органы должны строго следить и за выдачей в регионах лицензий медицинским организациям. "Это крайне чувствительная сфера, речь идет о жизни и здоровье людей", - сказал Иванов. К процессу нужно активнее привлекать общественные организации. "Они не соперники, не противники. Как показывает практика, они партнеры", - пояснил он. Кроме того, руководитель кремлевской администрации призвал не противиться участию в проверках уполномоченных по правам предпринимателей.
Генпрокурор Юрий Чайка сообщил, что выявлено почти 70 тысяч нарушений законодательства о госконтроле. Около 10 тысяч чиновников привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. "Установлены системные нарушения в деятельности Росавиации при осуществлении полномочий в сфере подготовки, проверки знаний и выдачи свидетельств пилотам и другим специалистам, в том числе диспетчерам управления воздушным транспортом", - сообщил он. Сорваны сроки реконструкции аэропортов по 60 процентам проектов, более половины закупленного аэронавигационного оборудования не используется из-за неготовности площадок.
"Нарушений в этой сфере, несущих непосредственную угрозу безопасности и здоровью граждан, полным-полно. Здесь у нас по-прежнему очень сильные перекосы", - согласился Иванов. "Все серьезные авиационные происшествия и катастрофы, как правило, происходят в компаниях с небольшим количеством самолетов", - отметил он. "Бизнес авиационных перевозок очень специфический, там всегда на первом месте должна стоять безопасность, а потом уже доходы и прибыль", - подчеркнул глава администрации президента. "К сожалению, у нас многие авиакомпании, как и в других сферах бизнеса, пренебрегают безопасностью в угоду быстрому приобретению доходов или сверхдоходов, выжимают из авиационной техники все что можно... не готовят летный персонал, потом мы плоды этого ощущаем", - сказал Иванов и призвал продолжать очень внимательно следить за этим.
На заседании прозвучала и идея ввести контрольные закупки вместо традиционных проверок, тем более что деятельность предприятия при этом не останавливается. Об этом заявил начальник Контрольного управления президента Константин Чуйченко. Результат закупки станет основанием при необходимости для внеплановой проверки. Чуйченко также предложил создать систему образовательной подготовки специалистов-контролеров на базе вузов.