18.12.2014 10:00
    Поделиться

    Сибирские эксперты предложат Госдуме узаконить свалки

    Большинство свалок в Сибири – вне закона
    Проблему нехватки специализированных полигонов для утилизации отходов невозможно решить на уровне региона или муниципалитета: эта сфера регулируется федеральными законами, и у местных органов власти нет соответствующих полномочий. О необходимости менять "отходное" законодательство говорили на заседании координационного совета межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС) по экологии и сохранению природного наследия.

    В ближайшее время предложения будут направлены в Госдуму. Об актуальности этих решений спорить не приходится. Как заметил председательствующий на совете первый заместитель министра природных ресурсов Бурятии Александр Лбов, вопросы экологии пересекаются и с социальными задачами, и с проблемами экономического характера.

    Для примера можно привести импортозамещение, которое набирает обороты на волне антироссийских санкций. Российским сельхозпроизводителям западные ограничения дали мощный стимул к развитию. Но, как заметил на заседании совета директор ООО "Сибирь-развитие" Артем Поршнев, сельское хозяйство формирует массу отходов, для поднятия урожайности используются химикаты - эти процессы влияют на состояние почвы, водных объектов, воздуха. Если речь идет о значительном увеличении объемов сельскохозяйственного производства, то нужно быть готовым и к негативным последствиям.

    Между тем объемы отходов неуклонно растут. В прошлом году в Сибирском федеральном округе только учтенная их масса составила почти 3,5 миллиарда тонн, что на 26 процентов больше, чем в 2010-м. При этом все большие трудности вызывают твердые бытовые отходы и нелегальные свалки.

    - С легитимными полигонами для утилизации ТБО в регионе положение катастрофическое - по сути, он у нас один, - отметил руководитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области Юрий Марченко. - Действует программа развития передвижных пунктов сбора, в черте крупных населенных пунктов курсируют экомобили. Но этого недостаточно. Остается и проблема уже накопленной массы отходов. Так называемая Марусинская свалка действовала с 40-х годов прошлого века, но уже долгое время она остается бесхозной, и отходы лежат десятилетиями. То же самое можно сказать и про свалку в Советском районе Новосибирска. Что касается действующих полигонов для отходов общего типа, то четыре из них практически исчерпали свой ресурс - через два-три года их нужно будет закрывать. Но все же мы добились и немалых успехов. Отдельное внимание уделяем ликвидации незаконных свалок. Осуществлен проект экологической карты области, где в режиме онлайн мы отмечаем уже ликвидированные объекты, а также те, с которыми только предстоит разобраться. Любой пользователь может на карте отметить место, где есть такая свалка, что облегчает работу специалистов. Во многих местах установлены контейнеры для раздельного сбора мусора, идет активная ликвидация брошенных скважин.

    Кстати, что касается раздельного сбора мусора, такой проект существует и в Кемеровской области, но, как показывает практика, люди сваливают в специальные контейнеры все подряд. Об этом рассказал начальник регионального департамента природных ресурсов и экологии Сергей Высоцкий. А вот кемеровские школьники, по его словам, подходят к этой проблеме с большей ответственностью, нежели взрослые - установка подобных контейнеров на территории образовательных учреждений показывает положительные результаты. В целом по Сибири население оставляет после себя не меньше отходов, чем промышленность - объемы примерно равнозначные, но хочется верить, что подрастающее поколение станет бережнее относиться к окружающей среде.

    При этом проблема утилизации отходов связана и с законодательством: чтобы свалка получила законный статус, она должна соответствовать очень жестким требованиям. Большинство из них под законодательные критерии не подпадает, а значит, остается неучтенным, нерегулируемым. Необходимо смягчить эти условия, легализовать как можно больше свалок и получить возможность их контролировать. Однако изменить что-то на региональном уровне сейчас невозможно, так как вся сфера природоохраны в основном регулируется федеральными законами. И в этом члены координационного совета МАСС тоже видят проблему. Начальник природоохранного департамента Томской области Игорь Тарасов призвал дать больше полномочий региональным и муниципальным властям, чтобы иметь возможность на местах решать проблемы тех же свалок и нехватки специализированных полигонов.

    Еще одной темой заседания стало развитие экологически чистых возобновляемых источников энергии. Специалисты убеждены, что большая часть тех же отходов сельскохозяйственного производства подойдет для производства энергоносителей.

    - Сейчас об этом говорят не только экологи, но и энергетики, - заметил исполнительный директор Фонда энергосбережения Новосибирской области Алексей Шибанов. - Скажем, есть предложение вообще вывести из категории отходов золошлаки, чтобы ими можно было бы пользоваться как энергоматериалом, не обременяя себя вопросами лицензирования. В качестве примера можно привести и солому. Как энергетический ресурс - один из самых слабых. Но если энергетики включат солому в свой топливно-энергетический баланс, то, по складывающимся расценкам, сельхозпроизводитель получит от энергетики дотацию на каждую тонну зерна в объеме пятисот рублей. Просто потому, что за солому начинают платить как за топливо.

    Томские специалисты разработали концепцию, которую назвали энергетической кооперацией. Она подразумевает объединение нескольких предприятий с целью взаимного использования отходов производства как источника энергии. В Томской области есть ряд предпринимателей, готовых поддержать инициативу. В частности, сельскохозяйственное предприятие "Белосток" способно получать такое количество энергии на основе использования отходов собственного производства, что внешние источники ему не потребуются. Более того, есть возможность обеспечить энергией другие предприятия. Собственник готов предложить предпринимателям земельный участок под организацию производства, а на основе переработки его отходов поставлять энергию. По мнению томских специалистов, принципы энергетической кооперации можно внедрять на базе любых крупных сельскохозяйственных предприятий.

    - Да, себестоимость, условно говоря, киловатта электроэнергии будет несколько выше. Но при этом подключение к мощностям обойдется в три раза дешевле, чем сейчас в Томске. Плюс в пять раз ниже стоимость земли. Наши финансисты посчитали, что в конечном итоге "кэш флоу" будет значительно выгоднее, - отстаивает идею энергетической кооперации руководитель отдела коммерциализации Института мониторинга климатических и энергетических систем СО РАН Александр Мягков.

    Поделиться