11.12.2014 21:10
    Поделиться

    Тяжелобольных детей из Донецка привезли в Филатовскую больницу

    Самых тяжелых маленьких пациентов из Донецка и Луганска привезли в Филатовскую больницу
    Около двадцати тяжелобольных детей из Донецка и Луганска - в возрасте от месяца до пятнадцати лет - приняла детская больница имени Филатова в Москве.

    Детская Филатовская не только для столицы, но и для всей России - некий знаковый бренд. Как Боткинская больница, Склиф, Первая Градская... Случись беда, стараемся попасть именно сюда, даже если по соседству могут быть клиники более современные, более комфортабельные. Как правило, мы отдаем симпатии тем, у кого, кроме безусловных достоинств, есть еще и традиции.

    А традиции обязательно предполагают высокий профессионализм кадров. Детская Филатовская тому доказательство. Не случайно сюда везут самых тяжелых ребятишек.

    Кстати, только что после реконструкции при детской Филатовской открылся храм Святых мучениц Татианы и Софии. Зачем больнице храм? Праздный вопрос. Храмы изначально открывались при многих больницах: врачевание обращено не только к телу, но и к душе.

    В Филатовской лечатся дети из всех регионов России с самыми сложными, с самыми тяжелыми болезнями. Здесь проводятся уникальные операции. Только одна "история болезни": разделение сиамских близнецов Зиты и Гиты. Это единственная в мире успешная операция по разделению близнецов, у которых на двоих были одна брюшная полость, один мочевой пузырь, по одной почке. В европейских клиниках отказались от ее проведения. Не сразу решились на нее и хирурги Филатовской. Профессор Александр Разумовский, признанный лучшим детским хирургом России, его коллеги готовились к ней не один день. Непросто было рассчитать даже дозу наркоза - ведь на операционном столе одновременно два разных человека. Профессора Александр Разумовский, Виктор Михельсон, Эдуард Степанов почти 12 часов "колдовали" в операционной.

    - Уникальные операции не каждый день, - рассказывает главный врач Филатовской Кирилл Константинов. - Спасение детей, даже самых крохотных, страдающих самыми тяжелыми заболеваниями, самыми сложными пороками развития, - будни хирургов Филатовской - Алексея Смирнова, Дмитрия Выборнова... Проводятся практически все виды хирургических операций, в том числе и операции новорожденных. Кардиохирург профессор Владимир Ильин "исправляет" сердца только что родившихся.

    Мне рассказывали, что даже после самых длительных, сложных операций ваши хирурги обязательно выходят к родителям ребенка, чтобы поговорить с ними...

    Кирилл Константинов: Это - одно из незыблемых правил Филатовской. Как иначе лечить ребенка? К нам направляют детей с врожденными пороками развития, в том числе и прямо из родильного дома. Скажем, роддом извещает нас, что родился такой ребенок. Его направляют к нам, наши специалисты тут же приступают к исправлению ошибки природы. И родители должны быть в курсе, как, что делается, какой прогноз.

    В созданной неонатальной службе больницы, которую курирует заместитель главного врача профессор Ирина Солдатова, выхаживаем детей, родившихся с критически малым весом. Как правило, у таких малюток немало врожденных патологий. Значит, выходить мало, надо обеспечить полноценную жизнь. К нам направляют беременных, у которых выявлен порок развития плода. В таких случаях наши специалисты наблюдают будущих мам. Рожают они в специализированных родильных домах. А после рождения ребенка сразу переводят к нам.

    Выходили. А дальше? У таких детей могут быть проблемы и после выписки из больницы.

    Кирилл Константинов: Впервые в Москве мы создали отделение восстановительного лечения и катамнеза. Что это за подразделение? Катамнез - это медицинская информация о пациенте, собираемая после выписки из стационара, последнего обследования или лечения. Перед выпиской "сложных" пациентов мы проводим с родителями беседы и рассказываем подробно не только о том, как, например, надо ухаживать за малышом, но и о том, какие еще обследования необходимо будет пройти в будущем, какое потребуется дальнейшее лечение и так далее.

    18 600 детей в год принимают, лечат и выхаживают в детской Филатовской больнице

    Кабинет катамнеза завоевывает популярность среди больниц, а главное - среди родителей. Он приобрел общегородские функции, принимая детей, выписанных не только из отделения патологии новорожденных нашей больницы, но и из родильных домов других больниц города и Подмосковья. По большому счету практически все дети с рождения приблизительно до 3 лет нуждаются в наблюдении.

    Филатовская - первопроходец в применении обезболивания при лечении детей...

    Кирилл Константинов: И этой традиции мы верны. 1 ноября 2012 года на базе нашего поликлинического комплекса стали детям лечить зубы под наркозом с применением седативных препаратов. Наша больница - клиническая база 9 вузовских кафедр. Сотрудники кафедр - непременные участники лечебно-диагностического процесса. И всё новое, самое оптимальное в лечении детей, входит в нашу практику. А практика - это лечение 18 600 детей в год. Да, лечение без боли необходимо всем не только детям. Но им - прежде всего. Это в традициях Филатовской. Следование традициям, на мой взгляд, очень важно. И открытие после реконструкции нашего храма - тому подтверждение.

    Из истории Филатовской больницы

    Открылась она в Москве в 1842 году. В ту пору состояние медицинской помощи детям было, мягко говоря, ужасающим. Так, в 1832 году в Москве родилось 4594 мальчика. Из них умерли 1081. В городе уже были крупные больницы для взрослых, но детей они не принимали. И Филатовская была первой и единственной в Москве и второй детской больницей в России (первенство - за Питером). Первое ее здание располагалось на Малой Бронной. Существовала больница безбедно на пожертвования, которые обеспечивал военный губернатор Москвы князь Дмитрий Голицын. Когда Голицын умер, стало сложнее. И все же за сорок лет обитания на Бронной больница приняла 40 тысяч ребятишек.

    Со временем стало очевидно: нужны другие, более приспособленные стены, иное оборудование. И наступил черный день: больницу на Малой Бронной в 1885 году закрыли. От полной ликвидации ее спас князь Александр Щербатов - дальний родственник князя Голицина. В 1885 году умерла мама Щербатова княгиня Софья Степановна, известная своей благотворительной деятельностью. И ее сын Александр Александрович попросил принять в дар городу "для устроения детской больницы" свою усадьбу на Садово-Кудринской улице. Нарекли больницу Софийской. Началось обустройство клиники, сооружались новые здания и коммуникации, присоединялись новые территории.

    У больницы появились паровая механическая прачечная, собственная электростанция. Всю работу координировал архитектор Александр Каминский, построивший здания Третьяковской галереи, биржи на Ильинке, многие московские особняки. И храм, вчера открытый после восстановления, - тоже детище Каминского. Софийская больница стала "красой и гордостью" в ряду благотворительных учреждений. Специально подчеркиваю - "в дар", "благотворительность", "пожертвования"... Лучшие больницы в Москве, да и по всей России, были построены, содержались на средства благотворителей. И не были эти благотворители богаче современных мультимиллионеров. Отношение к жизни, к окружающим было иное? Ушло в небытие сострадание, "делание добра"? На лечение тяжелобольного ребенка собираем по копейкам со всей страны. Это норма современной жизни?

    Но вернемся в Софийскую... Благотворители заботились и о том, чтобы в больнице трудились лучшие из лучших. И своей высочайшей репутацией она обязана выдающимся врачам, которые в ней служили. Настоящее врачевание - это служение, а не работа от звонка до звонка. Служил здесь выдающийся российский детский доктор Нил Филатов. Его труды, его деятельность совершили перелом в лечении детских болезней. А это была главная проблема педиатрии конца ХIХ века. В конце 1897 года в больнице открылось хирургическое отделение: в те времена - явление исключительное. С этого момента больница стала занимать ключевые позиции в детской хирургии страны. С этого момента и до наших дней.

    Именно здесь еще в ХIХ веке начали использовать наркоз. Стало очевидно: анестезия у детей имеет свои особенности. Кстати, во время известных событий на Пресне в 1905 году больница превратилась в полевой госпиталь, куда доставляли раненых. И в годы Великой Отечественной войны здесь разместился госпиталь, в котором пролечено больше 11 000 раненых и сделано больше 5 тысяч операций. А после войны больница продолжила традиции, заложенные Филатовым, чье имя она стала носить.

    Начался подъем анестезиологии и реаниматологии. Более сорока лет служил в Филатовской академик Виктор Михельсон - один из создателей детской анестезиологии и реаниматологии. Школа детских хирургов Филатовской - это, по сути, кузнеца кадров детских хирургов России.

    Поделиться