Леонтий Бызов, социолог:
Само продвижение товаров и услуг играет уже не столь важную роль, поскольку у людей выработался иммунитет к навязчивым роликам и акциям. Гораздо интереснее то, что реклама научилась создавать общую заинтересованность в покупках, и для современного поколения людей "шопинг" становится не целью, а образом жизни.
В 90-е годы реклама была внове для советских людей, и ее воспринимали чуть ли не с восторгом. Это при том, что преподносилась она в довольно грубой и топорной форме. Со временем потребитель стал более разборчив и формы рекламы изменились. Рекламщики стали находить новые, более хитрые способы проникнуть в головы потребителям, поскольку они поняли: гораздо эффективнее действовать на подсознание, чем на ум, ибо убедить в простой пользе товара достаточно сложно. Как результат, в сети "двигателя торговли" стали активно попадаться те, кто раньше на рекламу вроде бы не клевал.
Лично меня назойливая реклама раздражает, и чем больше мне навязывают, тем меньше вероятность, что я это куплю. Но, во-первых, большинство людей к рекламе относится спокойно. Во-вторых, стадное чувство никто не отменял. Человек нередко смотрит на свое окружение и подражает его порывам. Возможно, он даже где-то понимает, что так делать не стоит, но если все его соседи бегут за покупками, ему тоже хочется.
Еще одна причина увлечения бездумным "шопингом" - его некая наркотическая составляющая. Мы же понимаем, скажем, что курить вредно, однако все равно это делаем. Сам процесс хождения по магазинам многим, особенно женщинам, очень нравится, они чувствуют удовлетворение и разрядку от него, которые хочется повторять снова и снова. Хотя, возможно, они и понимают, что придут домой, а там снова будет "нечего надеть".