Егор, как вы решились на эту хлопотную да еще и неоплачиваемую должность?
Егор Поспелов: Просто надоела постоянная грязь в подъезде. Когда я жил с родителями, меня мало интересовало, за что мы платим деньги обслуживающей организации, почему что-то делается, а что-то - нет. Но, когда у меня появилась собственная квартира в "малосемейке", отношение стало совсем другое. Меня возмутило, почему за уборку мест общего пользования управляющая компания деньги берет, но по сути никто по-нормальному не прибирается. И я решил разобраться.
Честно говоря, удивлен. Как-то уже давно принято, что жильцы сами моют в своих подъездах...
Егор Поспелов: У нас "малосемейка" коридорного типа. Очень много бабушек, которым это не под силу, квартирантов да и просто жильцов определенного склада, которым это, скажем так, "до лампочки". Потому управляющая компания заключила договор с клининговой компанией. Но, когда я пошел разбираться с ними, руководитель компании повел себя крайне нагло. "Ты, молодой! Чего лезешь не в свое дело? У меня есть все акты выполненных работ. Да ты даже кворум в своем доме не соберешь, чтобы отказаться от нас". Меня это здорово разозлило. И я начал именно с того, что собрал кворум, а собрание жильцов постановило отказаться от услуг этой клининговой компании и потребовало от УК заключить договор с новой. После чего жильцы сами попросили меня стать старшим в доме.
С чего начали?
Егор Поспелов: Согласился не сразу. Я по образованию учитель физики и информатики и вообще ничего не знал о том, как работает сфера ЖКХ. Но раз уж согласился, решил подойти к этому основательно - начал читать Жилищный кодекс, познакомился с другими активистами, кто занимается этой темой. После чего стал разбираться, за что платим. Я взял годовой отчет о деятельности УК, в нем меня многое смутило. Например, в отчете значились деньги, затраченные на укрепление подоконников. А у нас их в доме вообще нет. Вместо них просто бетонные скосы. Еще в отчете значились дверные пружины, хотя на самом деле не было ни одной. И, как говорят те, кто живет в этом доме по 20 лет, не было никогда. А каждая пружина стоила денег, согласно отчету. И таких "мелочей" набралось на 518 тыс. руб. После чего пошел с этими выкладками в УК.
Как там отнеслись к вашей "ревизии"?
Егор Поспелов: Когда они поняли, что я не из тех, кто с криком "права качает", а пришел действительно разобраться, сели вместе и разложили отчет по каждому пункту. И они с моими претензиями согласились. "Переговоры" велись достаточно долго. В итоге предложили компромиссный вариант: постепенно сделать на эту сумму необходимые работы. Благо к тому времени их накопилось предостаточно. А раз сумма серьезная, решили не размениваться по мелочам, а установить для начала на эти деньги общедомовые счетчики воды и тепла. И если жильцы других домов дополнительно "скидывались" на приборы учета, то нам они обошлись бесплатно. Затем сделали ремонт в подъезде, установили новые почтовые ящики, таблички с указанием, какие квартиры на том или ином этаже, чтобы удобнее было ориентироваться при коридорной системе. На этом деньги кончились.
То есть "эпопея" с отчетом завершилась?
Егор Поспелов: С отчетом - да. Но я решил еще "покопаться" в тарифах, чтобы выяснить, есть ли еще резервы для экономии. Оказалось, есть. Например, мусоропровод, который становился постоянной головной болью для всего дома. Шум, грязь, за грязью - мыши. Да еще забивался чуть не каждую неделю. Причем за его чистку каждый раз нужно было дополнительно платить. И я предложил просто его убрать, а на уже имеющейся площадке возле торца дома поставить мусорные контейнеры. Согласились не сразу. Пришлось убеждать. И, когда мусоропровод убрали, в том числе и из квитанций, оказалось, что каждая квартира получила ежемесячную экономию 3 руб. с метра. Не считая того, что шум исчез, запаха, грязи, мышей не стало.
Что в перспективе?
Егор Поспелов: Есть идея установить новые окна и двери. Сделать современную входную группу из стекла и металла. Скоро будем ставить в подъезде светодиодное оборудование, что даст хорошую экономию. У нас в доме больше 110 лампочек, из которых далеко не все выключаются днем. А после замены включать и выключать свет будет автоматическая система, реагирующая на движение. Плюсом к этому светодиодные светильники долговечнее ламп накаливания и в 8 раз экономически выгоднее их. Есть и другие задумки. Причем мы не потратим на это ни копейки дополнительных средств - все резервы уже заложены в тарифе. Мы платим достаточно, чтобы хватало на все. Но это в том случае, если хорошо работает УК. А чтобы ее контролировать, в каждом доме должны быть активисты.
Кстати, как с ней сейчас складываются отношения?
Егор Поспелов: Не скажу, что всегда гладко. Как и везде, там работают разные люди. Кто-то хорошо относится к своим обязанностям, кто-то не очень. Большинство проблем возникает из-за банального недопонимания. Когда человек приходит в УК и начинает кричать "Да вы все воры!" - какое может быть к нему отношение? Никакой конструктивной работы не получится. И совсем другое, когда приходишь с конкретными расчетами. Многие считают, что УК "берет деньги ни за что". И даже не задумываются, что на что-то нужно содержать того же бухгалтера или других специалистов, если было бы ТСЖ в доме. Многие этого не понимают и только требуют, требуют, требуют...