19.12.2014 16:04
    Поделиться

    Зарплата смоленских учителей уменьшилась из-за арифметических ошибок

    Зарплата смоленских учителей уменьшается из-за... арифметических ошибок - такой вывод сделал корреспондент "РГ", проанализировавший многочисленные жалобы педагогов и встретившийся с "противоборствующими сторонами".

    Устный счет

    Из чего складывается учительская зарплата? Существует базовая, общая для всех сумма, которая увеличивается с помощью коэффициентов - за стаж, образование, квалификацию и специфику работы. Кроме того, есть фонды для стимулирования. За счет средств надтарифного фонда, размер которого составляет 16 процентов от фонда оплаты труда, например, оплачивается работа, которая не входит в обязанности учителей - классное руководство, проверка тетрадей, олимпиады и так далее. В апреле 2012 года появился пятипроцентный фонд, с помощью которого оценивается качество и результативность работы учителя, а с 1 марта 2014 года он увеличился еще на четыре процента.

    Для понимания ситуации нужно добавить, что разделом фонда оплаты труда между конкретными учителями и воспитателями занимаются руководители школ и детских садов. Они издают соответствующие приказы, считают, сколько им нужно денег на год, направляют соответствующие документы местным чиновникам, а те передают их в областную администрацию. Деньги из регионального бюджета выделяются учебным учреждениям не напрямую, а через местную казну.

    Повышение без повышения

    О том, что с повышением заработной платы учителей в Смоленской области не все в порядке, стало известно весной. Поначалу недовольство носило несколько курьезный характер - например, в Смоленске зарплату повысили, но она осталась неизменной. Как так? А просто учителя областного центра получали доплату за счет средств муниципального бюджета, а в новых условиях, когда финансирование отрасли оказалось сосредоточено в руках областных властей, это стало невозможным. Мэрия прекратила доплачивать городским учителям, зато им повысила зарплату обладминистрация - на ту же сумму. Такой вот арифметический курьез: фонд заработной платы увеличился, но его размер при этом не изменился. Но ведь, с другой стороны, и не уменьшился...

    В детских садах 1 мая 2013 года появился стимулирующий фонд в размере 20 процентов от фонда оплаты труда, с 1 марта 2014-го - еще 30 процентов.

    Нужно отметить, что майские указы президента РФ предполагают не просто рост зарплаты бюджетников, а ее повышение до уровня средней по региону. По итогам I квартала 2014 года зарплата учителей муниципальных школ не достигла средней по региону только в Тверской области, а в Смоленской, например, она составила 21868 рублей при среднеобластной 20300 рублей. По итогам девяти месяцев в отстающие добавились Владимирская и Ивановская области, а смоленские учителя в среднем получали 22866 рублей при среднеобластной зарплате 21478 рублей.

    - Еще в сентябре департамент по образованию и молодежной политике провел селекторное совещание, в ходе которого выяснилось, что средняя заработная плата в Смоленской области падает, - рассказывает председатель областного профсоюза работников народного образования Александр Птушкин. - Учителя же, как оказалось, получают уже "больше, чем нужно", в связи с чем фонд оплаты труда в школах сокращается на 14 процентов. В районах поступили по-разному: где-то выполнили поручение буквально, где-то сняли надбавки с директоров школ и их заместителей, а учителям оставили. Где-то в преддверии нового учебного года закрылись школы, поэтому у местных властей остались деньги, и они могли себе позволить действовать мягче. В детских садах стимулирующие надбавки где-то сократили на 30-40 процентов... При этом никакого официального распоряжения насчет сокращения фонда оплаты труда нет. Зато к пятому сентября со всеми учителями были заключены дополнительные договоры о стимулирующих выплатах на предстоящий учебный год. В сентябре и октябре эти деньги не выплачивались, и теперь получается, что руководители школ, лишившие педагогов денег, не выполняют взятые на себя обязательства!

    Движение вниз

    В профсоюзе лежит целая пачка обращений педагогов, недовольных снижением зарплаты. Вот, например, статистика из детского сада "Смоляночка": в апреле средняя зарплата составила 20864 рубля, в мае - 30558, в июне - 33485, в июле - 21703, в августе - 15454, в сентябре - 13733, в октябре - 12893. Изменения, как видно, очень существенные, исчисляются многими тысячами рублей, и недовольство педагогов вполне объяснимо. И во многих обращениях есть приписка: в случае невыплаты зарплаты в полном объеме педагоги готовы к коллективным протестным действиям.

    На местах не соотнесли прибавку с размером фонда оплаты труда и денег стало не хватать

    - Если говорить о Смоленске, то, по нашей информации, средняя зарплата учителей в школах за восемь месяцев составила 22574 рубля, в октябре - 20436 рублей, - уточняет Александр Птушкин. - В детских садах: за восемь месяцев - 20469 рублей, в октябре - 13737. Это неофициальные статистические данные, мы самостоятельно собираем эту информацию, но факт снижения зарплаты очевиден. При этом документа, в соответствии с которым это произошло, нет, обжаловать нечего - кроме действий директора школы. Вот в Починковском районе прокуратура провела проверку и оказалось, что директора всех школ нарушили Трудовой кодекс - не предупредили учителей за два месяца о снижении зарплаты. Руководители оштрафованы на три тысячи рублей.

    Разучились считать

    Выступления представителей профсоюза образования областные чиновники считают вредными. Впрочем, спорить с тем, что учителя стали получать меньше, вице-губернатор Ольга Окунева не стала. По ее словам, причины ситуации связаны с мартовским четырехпроцентным повышением базовой суммы, что потянуло за собой увеличение всех окладов. На местах не соотнесли прибавку с размером фонда оплаты труда, стимулирующие выплаты не пересмотрели, и денег стало не хватать. Областные чиновники исходят из того, что в бюджете предусмотрен определенный фонд оплаты труда - с учетом соответствующего майским указам повышения зарплаты. Если весной и летом школам передавались более значительные суммы, значит, осенью денег начнет не хватать. Между тем, по словам Ольги Окуневой, есть район, заявка которого в один из месяцев превысила плановый показатель на 28 процентов.

    В общем, ситуация складывается глупейшая. Учитель, который получил неплохую зарплату летом, сейчас, разумеется, ошеломлен, что его труд стал оплачиваться гораздо хуже. И попробуйте ему сказать, что несколько месяцев назад он получил деньги незаслуженно... А виновники случившегося - некомпетентные местные чиновники и директора школ, неспособные произвести простейшие арифметические расчеты. Парадокс - в сфере образования разучились считать! Власти региона выделили учителям на год столько денег, сколько нужно, и не принимают в этой связи никаких претензий - никто зарплату педагогам не сокращал, и документов на этот счет никаких нет и не было. Все, наверно, так и было бы, но один вопрос все-таки остается: а неграмотные директора школ и чиновники в отделах образования откуда взялись?

    Прямая речь

    Ольга Окунева, заместитель губернатора Смоленской области:

    - Школы и детские сады - муниципальные учреждения, средства, необходимые для выплаты зарплаты педагогам, выделяются из областного бюджета и передаются муниципалитетам в полном объеме с учетом повышения, и уже местные власти их распределяют. Оплата труда устанавливается в самом учебном учреждении, ответственность за это несут руководители. К сожалению, далеко не во всех районах у нас работают руководители с должным уровнем ответственности. Вот пример: 6 октября руководитель отдела образования Угранского района сообщил, что в этом учебном году две школы не работают, поскольку все ученики перешли в другие учебные учреждения. То есть средства выделяются - школы готовились к зиме, директор, учителя, как ни в чем не бывало, получают зарплату, а мы только в октябре узнаем, что там никто не учится. Теперь нужно за два месяца предупредить работников о сокращении, нужно время на ликвидационные процедуры... И все считают, что это нормально - получать зарплату просто так. А это ведь те самые деньги, которых не хватает, других денег нет! А в другом районе просто забыли две школы, когда передавали нам информацию о потребности в средствах для формирования фонда оплаты труда.

    Поделиться