Борис Акунин продал имя своего нового персонажа за 610 тысяч рублей

Вот новость, которая на днях пронеслась по лентам, как комета, но почему-то оставила в моей голове хвост.

Борис Акунин продал имя героя своей новой книги за 610 тысяч рублей. Цитирую:

"Писатель Борис Акунин продал на благотворительном аукционе "Готовы делиться" возможность назвать одного из эпизодических персонажей своего нового фандоринского романа. Писатель не мог определиться с именем и даже полом одного из эпизодических, но все же важных персонажей. Поэтому он решил выставить возможность дать свое имя герою на аукцион. Вырученные деньги пойдут на благотворительность".

На самом деле, ничего плохого тут нет. Тем более что деньги за имя героя пойдут, надеюсь, на доброе дело. Известный писатель волен участвовать в благотворительных акциях по своему усмотрению.

Смутило другое. "Кто-то вчера купил мой лот за 610 тысяч рублей, - сообщает Борис Акунин на своей страничке в социальных сетях. - Но имени мне не сообщают, а я, между прочим, нервничаю".

По его словам, одно дело, если персонажу достанется имя Изумруд Яхонтов, и совершенно другое, если Матильда Хрюшкина. Акунин добавил, что ничего не имеет против Хрюшкина, однако тональность новеллы получится иная. Писатель попросил организаторов не томить его в неведении. Он уверен, что новое имя даст новый поворот сюжету, раскроет новые грани и полутона. Это станет своеобразным толчком для писателя.

Борис Акунин - профессионал. Он хорошо понимает, что имя героя не пустой звук, что даже если оно не носит "говорящего" характера (Собакевич, Коробочка, Хлестаков и т. п.), оно все равно отражает натуру героя и, следовательно, все-таки является смысловым. Базаров и Кирсанов - оцените разницу и попробуйте поменять фамилии местами.

Борис Акунин пишет в соцсетях: "С именами героев у меня всегда отношения мистические. Было время, когда я ездил на Донское кладбище и выбирал наугад, с могилы. Но это как-то депрессивно. Теперь вот пришла в голову идея с благотворительным аукционом. Во-первых, людям польза. Во-вторых, явный кармический бонус для всех причастных. В-третьих, много нас еще живых, и нам причины нет печалиться".

Что такое "кармический бонус для всех причастных" - я отказываюсь понимать. К книгам Бориса Акунина "причастны" сотни тысяч людей, у него нет недостатка в читателях не только в России, но и в Европе и в Англии - детективной державе. "Кармический" же "бонус" получил человек явно не бедный и даже не из среднего класса. Или есть какая-то особая каста "причастных" к творчеству Бориса Акунина? Но это уже какая-то игра в литературное масонство. Не серьезно.

Меня заинтересовало другое. Акция Бориса Акунина - окончательное свидетельство того, что в России появился стопроцентно буржуазный писатель. Только не воспринимайте мои слова как осуждение. Я и сам не знаю, как к этому относиться.

На протяжении двух столетий идеологическим "трендом" русского писателя были слова умирающего Тургенева в письме к Толстому: "великий писатель земли русской". С десятилетиями это совершенно искреннее обращение Тургенева к литературному соплеменнику, написанное, повторяю, на смертном одре, было затерто, профанировано, вызывало пародии ("ВПЗР" Василия Аксенова), но корневой смысл его не менялся. Русский писатель ответственен перед своим словом, потому что ответственен перед страной. "Писатель, если только он - / Волна, а океан - Россия - / Не может быть не возмущен, / Когда возмущена стихия", - писал Яков Полонский.

В этой нравственно-идеологической системе существовала русская литература вплоть до 90-х годов ХХ века. Возьмите Распутина или Астафьева или даже Маканина, и вы сразу почувствуете это. Возьмите того же Аксенова. При всем "карнавальном" стиле своего творчества он все равно оставался в этой системе координат, стилистически протестуя против тоталитарной системы.

Но если писатель продает имя своего героя на благотворительном аукционе - отчего не пойти дальше? Почему аукцион должен быть непременно благотворительным? Я думаю, найдутся и другие богатые люди, которые захотят вписать свое или какое-то приятное им имя в страницы акунинского творчества. Это круто, этим можно кичиться. Но почему только имя? И почему только эпизодического героя? А главного - нельзя? А сюжет? А идейное содержание? Я уверен, что Борис Акунин на это не пойдет, что его "игра" в аукционы на этом этапе и ограничится. Но я также уверен, что она ограничится этим только потому, что Борис Акунин сам воспитан в старой системе нравственных координат. Для продолжения "игры" он слишком уж русский интеллигент.

Но дело сделано, сумма названа. Торговля героями, сюжетами и даже идеями - это, возможно, наша ближайшая перспектива. Все, что имеет спрос, имеет цену и может быть продано.

Но, возможно, этого и не произойдет. Знаете, почему? Как бы ни открещивался Борис Акунин от российских литературных традиций: "литературоцентричности", "великого писателя земли русской" и прочих устаревших (действительно, увы, устаревших) понятий, он сам имеет высокую цену только потому, что сохранился еще читательский слой, для которого художественное слово не пустой звук. Который еще держит на своих полках Толстого и Достоевского. Который был воспитан на эпохе 60-х годов прошлого века с ее особым отношением к литературе. И я убежден, что тот, кто купил акунинский лот, из этого поколения или недалеко от него.

Если же я ошибаюсь и это человек совсем молодой, тогда нас ждет первая перспектива.