Сегодня ситуация с добычей северной нефти и газа очень напоминает известную русскую сказку про репку. Где репка - эти самые ресурсы. А семья во главе с дедом и бабкой и примкнувшие к ним внучка с Жучкой - компании, которые желают их разрабатывать. В сказке, напомним, репку общими усилиями все-таки вытащили.
Российские компании действительно уже направили свои планы по добыче нефти на 2015 год. "В целом добыча ожидается примерно такая же, как в этом году", - совсем недавно цитировали информационные агентства главу министерства энергетики Александра Новака, который подчеркнул, что низкая цена на нефть не отразилась на реализации планов освоения арктического шельфа. Сейчас в этом регионе активно идут геологоразведочные работы, сроки проведения которых из-за падения нефтяных цен Россия менять не намерена, заявил министр.
Российский континентальный шельф сегодня наиболее обширная по площади и максимальной перспективная область для разработки ископаемых. В его границах уже открыто около 50 месторождений углеводородного топлива, годовой "дебит" которых оценивается в 1,2-1,3 млн тонн сырья. При этом сроки реализации крупных шельфовых проектов уже практически определены - 2020 год.
К этому времени, по словам заместителя министра энергетики Кирилла Молодцова, предстоит определить основные направления программы по освоению арктического шельфа. "Поиск и разработка нефтегазовых месторождений потребует новых научных и технических решений", - недавно констатировал чиновник на конференции, посвященной вопросам освоения северного шельфа.
По оптимистичным прогнозам в результате разработки арктических залежей налоговые сборы вырастут на 1,3 трлн долл., а прирост ВВП только по этому сектору составит около 3%. Также государство рассчитывает получить не менее 300 млрд долл. иностранных инвестиций в арктический проект.
Сегодня, конечно, эти цифры требуют серьезного пересмотра, но работа по освоению все равно идет. В арктической зоне хорошо изучено Баренцево море, в меньшей степени - другие арктические моря, прежде всего Карское, Восточно-Сибирское и море Лаптевых.
В то же время, отмечают эксперты рынка, у заинтересованных в реализации подобных проектов сторон до сих пор не сформировано единое понимание того, как эти проекты будут осуществлены и какие силы для этого потребуются. И это является серьезной проблемой.
Если разделить вопросы, что называется, "по отраслям", то для судостроителей проблема в том, что непонятно - какую технику и в какие сроки необходимо поставить компаниям, работающим на шельфе.
Более того, подчеркивают эксперты, санкции ударили по гражданскому судостроению, которое перестало получать новые технологии. Хотя в этом есть и определенный плюс - ничего другого не остается, кроме как создавать производство нужного оборудования в России. "Нам придется создавать или в партнерстве, или, если санкции будут мешать, без партнерства свои, отечественные, технологии освоения арктических ресурсов и свое оборудование", - считает председатель Научного совета РАН по геологии и разработке нефтяных и газовых месторождений Алексей Конторович, который является признанным специалистом в этом вопросе.
Бизнес же пока считает, что российские верфи пока не способны в нужном объеме удовлетворить эти потребности и придется "идти на поклон" за рубеж. Тем более что с точки зрения строительства корпусов мы до сих пор "впереди планеты всей", а вот в по части технической начинки флота уже нет. И ее необходимо восполнять за счет зарубежных заказов. Что, кстати, в свете санкций довольно трудно себе представить.
Грозят ли западные санкции отставанием в освоении арктического шельфа и опасно ли это отставание для нас? По мнению иностранных аналитиков, опасность существует.
Специалисты международного рейтингового агентства Fitch Ratings, например, считают, что в среднесрочной перспективе дискриминационные меры могут привести к откладыванию развития части более масштабных российских проектов, в частности в Арктике. Если санкции будут действовать на протяжении длительного времени, то они даже могут сделать арктические проекты нерентабельными, утверждают они, подчеркивая, что ограничение доступа к технологиям для российских нефтегазовых компаний может "негативно сказаться на их способности успешно разрабатывать трудноизвлекаемые запасы, фактически уменьшая экономически рентабельный срок разработки зрелых месторождений".
Тот же вопрос мы задали экспертам "РГ".
Самая главная угроза для арктических шельфовых проектов это все-таки не введенные Западом санкции, а падение мировых нефтяных цен, уверен член Научного совета Российской академии наук по проблемам геологии и разработки месторождений нефти, газа и угля Михаил Григорьев.
"Да, есть ограничения по использованию западных технологий, ограничение по заимствованию длинных дешевых кредитов, но это в определенной мере можно получить с других рынков. Общая угроза для арктических, более дорогих проектов, причем не только российских, заключается в снижении мировой цены нефти", - поделился он с "РГ".
Если ценовое падение продолжится и далее, то вместе с санкциями оно вполне способно отодвинуть сроки ввода арктических шельфовых месторождений нефти в разработку. Но есть нюанс.
"Если нефть останется основным энергетическим ресурсом и впереди будет рост цен, который обеспечит приемлемую рентабельность разработки месторождений, открытые и будущие месторождения неизбежно послужат новым источником сырья для мирового рынка", - резюмировал Михаил Григорьев.
Пока же, по словам министра природных ресурсов и экологии Сергея Донского, "Газпром" и "Роснефть" могут в ближайшие месяцы получить новые лицензии на арктическом шельфе. "На шельфе еще остались участки, "Газпром" и "Роснефть" подают заявки", - пояснил министр. Всего же, по состоянию на 1 августа 2014 года "Газпрому" и "Роснефти" передано 113 участков на шельфе.