- Мы приглашаем православных предпринимателей присоединиться к числу совладельцев банка, - цитирует агентство "Интерфакс-религия" члена инициативной группы и одновременно члена комитета по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ Дмитрия Любомудрова, обрисовавшего модель православного банка. - Предлагается, чтобы у банка не было одного владельца, чтобы это были равные пакеты - не больше 10 процентов, нельзя их перепродавать, консолидировать, перекупать с целью сосредоточить у себя контроль.
Банк должен будет выполнять поручения своих клиентов, осуществлять расчеты между организациями, обеспечивать сохранность средств. И при этом не будет заниматься проектами, связанными с повышенными рисками, выдавать кредиты и участвовать в организации спекулятивной торговли на валютном и фондовом рынках. То есть не станет увлекаться ростовщичеством, деятельностью, долго находившейся в средневековой Европе под запретом католических христиан. Ростовщичество считалась грехом для христиан.
Кроме православного банка, выдвинувшие эту практическую инициативу предприниматели собираются создать православный фонд инвестиций. Для финансирования реального сектора экономики, приобретение оборудования, технологий и производственных площадей. Фонд не будет вкладывать средство в производства, поощряющие дурные привычки и пороки, например, в производство табачных изделий и азартные игры. Он также не будет оказывать финансовых услуг населению.
Как только соберется группа, насчитывающая не менее 11 персон (это могут быть и "физические…" и "юридические лица") и минимальный капитал для заявленных дел, система начнет функицонировать, объяснил Дмитрий Любомудров. При этом он назвал сумму минимального капитала - 400 миллионов рублей.
Ни новые законы, ни налоговые льготы, ни какие-либо преференции новому православному финансовому проекту не нужны. Работа будет идти на общих основаниях.
Ну и, - это не декларировалось, но подразумевалось - банк должен быть обязательно честным. Я бы никогда не учреждал "свой" банк, объяснял как-то в интервью недавно умерший известный бизнесмен Каха Бендукидзе, - но прибегал бы к расчетам в других банках, но не могу положиться на их честность, и на то, что деньги не пропадут.
Православный банкинг по умолчанию предполагает честность.
Протоиерей Всеволод Чаплин, автор идеи "православного банкинга" оценил начинание предпринимателей положительно. По его мнению, сегодня, когда приходит "конец экономики финансового пузыря" важно наращивать роль финансовых институтов, основанных не на ростовщичестве. Поскольку ростовщиков ждет очередной экономический крах, православный банкинг может облегчить финансовую катастрофу.
Идея православного банкинга может показаться экзотичным лишь дилетантам. В мире уже давно действует эффективный исламский банкинг. Традиционные кредиты и депозиты, на которые начисляются проценты, в странах с законодательством, основанном на шариате, объявлены вне закона. При этом эффективность исламской банковской системы высоко оценивают даже либеральные экономисты.
Так, например, приезжавший в Москву в 1991 году министр финансов Чили Серхио де ла Квадро ( из знаменитой команды "чикагских мальчиков") на вопрос "Какую банковскую систему вы предпочитаете?" ответил "Исламскую. Она лучше американской". Об этом ответе часто рассказывает известный российский экономист Виталий Найшуль.
Правда, речь в этом случае идет о цельной финансовой системе, а не отдельных прецедентах.
Между тем, идея православного банкинга достойна внимания и, наверняка, наблюдение за инициативой продолжится.
Справка "РГ"
Подумать на идеей "православного банкинга" Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин предложил в ноябре 2014 года во время встречи с членами клуба "Русский предприниматель". Клуб, накануне ставший членом Всемирного русского народного собора, пригласил отца Всеволода выступить перед бизнесменами.