21.12.2014 20:10
    Поделиться

    Дмитрий Страшнов: "Почта России" будет помогать развитию онлайн-торговли

    Глава "Почты России" Дмитрий Страшнов о новом расписании почтовых отделений и интернет-письмах
    Если два года назад многие жаловались на то, что посылку приходится ждать месяцами, то теперь недовольны долгим ожиданием в очереди на ее выдачу. Что делают почтовики для исправления ситуации? Будет ли почта продавать акции своим клиентам или только даст возможность завести почтовую банковскую карту, а также о том, что будет вместо почтовых отделений в деревнях, "РГ" рассказал на "Деловом завтраке" глава "Почты России" Дмитрий Страшнов.

    Дмитрий Евгеньевич, к нашему "завтраку" пришла большая почта. Много вопросов касается графика работы отделений. Будет ли почта когда-нибудь работать, как банки?

    Дмитрий Страшнов: Чудес не бывает. Для того чтобы работать, как банки, нам нужно иметь возможность зарабатывать, как банки. Поэтому процесс реформы розничной сети - тех самых 42 тысяч почтовых отделений, составляющих крупнейшую сеть в стране - займет гораздо больше времени, чем реформа почтовой логистики, которая сейчас достаточно успешно реализуется.

    Здесь необходима коренная модернизация, изменение самой технологии работы, процессов, отношения к клиентам. В наступающем году в пилотных отделениях мы будем тестировать различные графики работы.

    Там где спрос больше, введем график с 8 часов до 22 часов без перерыва на обед.

    Рабочее время, также как и перечень услуг, который предоставляется в почтовом отделении, должны удовлетворять потребностям клиентов, которые туда приходят. Делать так, чтобы все отделения работали до 22 часов каждый день, включая выходные, имеет смысл в городах, где большой объем клиентов, приходящих на почту после работы, то есть после 18 часов.

    А в сельской местности?

    Дмитрий Страшнов: Здесь работа зачастую даже не каждый день. Жителям населенного пункта, где живет сто человек, а в месяц в среднем приходит пять посылок и 15 писем, почтовое отделение, работающее семь дней в неделю с девяти до девяти, просто не нужно.

    Главное там - это доставка подписных изданий и пенсий, а значит - работа почтальона "в поле". Почтальон работает на участке каждый день. Это очень тяжелая работа, имеющая огромную социальную нагрузку и значимость. Как правило, на селе почтальон - он же и руководитель почтового отделения. С раннего утра и до обеда он делает обход, а потом возвращается на почту.

    Зачастую его присутствие в отделении каждый день не нужно. Правильнее, если он будет работать по графику, который востребован его односельчанами.

    Если возникнут нарекания на работу почты, куда писать жалобы? И как вы к ним относитесь?

    Дмитрий Страшнов: У нас есть "горячая линия", кстати, запишите телефон: 8-800-2005-888. Помимо этого есть онлайн-консультант, возможность получить оперативную консультацию в социальных сетях.

    Можно отправить жалобу по электронной почте или традиционно оставить ее в отделении - мы абсолютно открыты и постараемся максимально быстро решить вопрос клиента.

    Планируете сокращать почтовые отделения?

    Дмитрий Страшнов: Одна из ключевых функций почты - предоставлять всему населению страны почтовую связь и социально-значимые услуги: отправку и получение писем и посылок, подписных изданий, пенсий и переводов.

    К сожалению, не секрет, что ежегодно с карты России исчезает около тысячи населенных пунктов. Но почта никогда не уходит первой.

    Вопрос в другом - как именно будет осуществляться почтовая связь там, где число жителей не превышает 50 человек? К сведению, у нас в таких пунктах около тысячи отделений.

    И нередко вопрос, "содержать или не содержать отделение", даже не стоит, потому что найти людей для работы на почте в маленьких селах и деревнях само по себе очень сложно. Часто там, в радиусе 50 километров, даже нет людей моложе 60-ти лет, потому что вся молодежь уехала в город.

    И тогда мы вынуждены укрупнять участки и увеличивать маршруты, и здесь одно из возможных решений - использование передвижных отделений почтовой связи. За счет грамотно выстроенного маршрута этот автотранспорт способен оказывать почтовые услуги в нескольких населенных пунктах. Но это не панацея - франшиза гораздо эффективнее.

    Почтовая франшиза

    А что с продажей сопутствующих товаров в почтовых отделениях?

    Дмитрий Страшнов: Почта не должна превращаться в магазин. Эту позицию я не раз озвучивал. В то же время мы понимаем, что сегодня на селе почта часто является единственным местом, где люди могут получить не только почтовые услуги, но и купить товары первой необходимости, чтобы не ездить за 40-50 километров в ближайший райцентр. Там, с моей точки зрения, более эффективным является формат франшизы. Он работает во многих странах и позволяет не просто сохранять, но и увеличивать количество точек, где предоставляются почтовые услуги.

    Работает это следующим образом. Предприниматель, например, владелец магазина или автозаправки, приобретает франшизу у почтового оператора и открывает в своей точке продаж почтовый пункт по выдаче, приему писем, посылок, продаже прессы. Это его дополнительный доход, потому что более 95 процентов выручки он делает от продажи товаров или предоставления своих услуг. При этом он получает от почтового оператора все необходимое оборудование, ассортимент почтовых и канцелярских товаров и периодику.

    Конечно, почтовые пункты, работающие по франшизе, должны соблюдать жесткие требования почтового оператора по качеству оказываемых услуг и строго им контролируются.

    Объем почтовых отправлений в таких пунктах минимален, и их обработка не занимает много времени. Но при этом у населения есть гарантированные почтовые услуги, а у почты - сокращение издержек на содержание убыточных отделений почтовой связи, которые превращаются в сельпо.

    При наличии у почты банковской лицензии здесь же, как правило, можно открыть и банковский счет, и карту получить, а потом - расплачиваться ею за покупку товаров в том же самом магазине или, например, оплачивать коммунальные услуги.

    Сначала концепция, потом - стратегия

    У непосвященных людей возникает путаница в головах. То говорят о концепции развития почты, то о стратегии, то о необходимости закона о почтовой связи. Какие документы все же нужны, чтобы почта работала?

    Дмитрий Страшнов: Мне кажется, прежде чем отвечать на этот вопрос, нужно сказать, что такое почта для государства. Во-первых, это стратегический актив, с помощью которого государство осуществляет связь с населением.

    Во-вторых, с помощью почты государство обеспечивает гражданам гарантированные социально-значимые услуги: доставку пенсий и пособий, подписку и доставку печатных изданий. Все это работает на сохранение политической и экономической целостности страны.

    Разговоры о необходимости реформирования "Почты России" ведутся уже более шести лет. Для того чтобы она не была для государства дотационным бременем, необходимы четкие правила игры в сегодняшних экономических условиях, а значит, скорейшее принятие всех трех перечисленных вами документов.

    Тогда давайте подробнее.

    Дмитрий Страшнов: Начну с базового документа - Концепции развития почтовой связи. Это документ о развитии всей почтовой отрасли, то есть всего рынка почтовых услуг, на котором действуют и "Почта России", и частные операторы, включая международные компании. Концепцию готовит минкомсвязь и утверждают в правительстве.

    Исходя из заданного Концепцией вектора развития, должны быть определены "правила игры" для всех участников отрасли. Поэтому так важно, чтобы Закон "О почтовой связи" предусматривал равные конкурентные возможности для всех игроков рынка.

    А чем не устраивает действующий Закон "О почтовой связи"?

    Дмитрий Страшнов: Действующий Закон "О почтовой связи" был принят в 1999 году - 15 лет назад. За это время произошло множество изменений.

    Во-первых, все региональные почтовые госпредприятия были объединены в одно федеральное предприятие - "Почта России".

    Во-вторых, сильно изменилась сама рыночная ситуация: появились новые игроки, новые услуги, значительно сократился объем письменной корреспонденции, появились новые электронные сервисы. Взрывное распространение Интернета привело к буму интернет-коммерции и дистанционной торговли с использованием электронных технологий.

    Даже принятая в первом чтении версия законопроекта действительно нуждается в существенной переработке. Во-первых, в ней почтовая связь искусственно разделялась на социально-значимую - "универсальную" и "курьерскую". Первая должна была предоставляться по регулируемым государством тарифам. Ее как раз и планировалось отдать "Почте России".

    А коммерчески привлекательную - "курьерскую", на которой можно заработать, планировалось отдать частным компаниям. При таком разделении доходы бы аккумулировались частными компаниями, а убытки ложились бы на почту.

    Во-вторых, в законопроекте нарушались многие международные положения Всемирного почтового союза (ВПС). В частности, предлагалось предоставить доступ к местам международного почтового обмена для "операторов курьерской почтовой связи", в то время как, по правилам ВПС, это могут делать только назначенные национальные операторы.

    Это лишь часть вопросов, на которые обратили внимание и мы, и депутаты Госдумы, и сенаторы Совета Федерации, не говоря уже о вопросах социальной защиты работников второго крупнейшего работодателя в стране.

    Сейчас Министерство связи и массовых коммуникаций дорабатывает законопроект, и мы надеемся, что в ближайшее время он будет внесен в Госдуму.

    Помимо Концепции и Закона "О почтовой связи" есть еще и Стратегия развития Почты - она утверждена или нет? Есть разные на этот счет мнения.

    Дмитрий Страшнов: Стратегия развития была утверждена экспертным советом Почты России, согласована Министерством связи и массовых коммуникаций и в целом одобрена Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым в сентябре этого года. Она предполагает последовательную трансформацию почты в эффективную и высокотехнологичную компанию - лидера на рынке почтовых услуг.

    Отмечу, что с 2010 по 2013 годы доля Почты России в прибыльных сегментах стремительно падала: в сегменте финансовых услуг - с 35 до 25процентов, в посылочном сегменте с 90 до 37 процентов. При этом в наиболее выгодном городском сегменте по отправке посылок доля Почты России сегодня не более девяти процентов, а в Москве и Санкт-Петербурге снизилась до четырех процентов!

    Однако, как мы уже говорили, нам необходимо и инфраструктуру модернизировать, и зарплату почтальонам поднимать. Поэтому наша стратегия в первую очередь направлена на рост чистой прибыли и рентабельности предприятия.

    Мы предполагаем сделать это за счет возвращения почте рыночной доли в прибыльных сегментах рынка, развития финансовых и банковских услуг, развития сегмента отправлений от государственных органов и директ-мейла. Сегодня потребитель имеет возможность выбирать, и мы понимаем, что достигнуть поставленных целей невозможно без повышения качества обслуживания во всех направлениях.

    Прикупить немного почты

    Много говорят об акционировании Почты. Нужно ли это делать?

    Дмитрий Страшнов: В мире существуют две модели работы почтовых администраций: дотационная модель и модель самоокупаемая. В обеих моделях социально-значимые услуги населению являются приоритетом.

    При этом самоокупаемая модель отличается от дотационной тем, что сеть отделений содержится не государством, а самим почтовым оператором за счет прибыли от оказания коммерческих и банковских услуг. Такая модель успешно реализована в большинстве международных почтовых администраций Европы, в Японии, в Китае.

    В то же время почта США, которую вы привели как пример, получает государственные дотации в размере 10 миллиардов долларов в год. Какая модель нужна России в текущей экономической ситуации - решать государству.

    И все же...

    Дмитрий Страшнов: Для нас - команды, которой государство доверило управлять национальным почтовым оператором, - ответ очевиден. Мы исходим из очень простых положений.

    Во-первых, сегодня государству есть, на что тратить бюджетные деньги. Во-вторых, дотационная модель, которая была все эти годы у "Почты России", в определенной степени и стала причиной ее неготовности к конкуренции за клиента. Результат - низкий уровень услуг и, как следствие, слабые позиции на рынке. Коммерциализация вовсе не означает снижение приоритета по оказанию социально-значимых услуг населению. Это вопрос эффективности, окупаемости и, что немаловажно, изменения сознания самих почтовых работников.

    Еще сегодня у многих почтовиков отсутствует ощущение взаимосвязи своего благосостояния, своей заработной платы и результатов собственного труда. Это надо восстанавливать. Мы должны бороться за клиента, предоставляя ему услуги качественнее, быстрее и дешевле, чем это делают другие игроки на рынке.

    Стратегия, которую в целом одобрило правительство, основывается на модели самофинансирования. В рамках этой стратегии за пять лет мы должны пройти достаточно большой путь реформирования почты, не используя государственных субсидий. Но для того чтобы эта стратегия могла быть реализована, необходимо и принятие нового закона "О почтовой связи", и закона "Об особенностях реорганизации "Почта России".

    Изменение организационно-правовой формы с утилитарной - Федерального государственного унитарного предприятия, (она является сдерживающим фактором развития), на "акционерное общество", которое позволит повысить прозрачность управления и скорость принятия решений, даст больше возможностей по привлечению инвестиций и откроет перспективы для развития банковской деятельности.

    А прикупить акции можно будет, интересуются читатели?

    Дмитрий Страшнов: Хочу подчеркнуть, что 100 процентов акций "Почта России", если это произойдет, будет принадлежать государству. Это очень важно.

    Необходимое условие для акционирования - это принятие закона "Об особенностях реорганизации "Почты России".

    Мы полностью солидарны с мнением депутатов Госдумы, сенаторов Совета Федерации, представителей Следственного комитета и Счетной палаты о том, что рассматривать этот закон необходимо в связке с законом о почтовой связи. Учитывая стратегический характер предприятия, закон об акционировании должен предусматривать возможность распоряжения почтовым имуществом только по решению государства, потому что именно государство будет 100-процентным собственником почты, а о том, чтобы ее приватизировать, речи не идет.

    Так что, отвечая на ваш вопрос о том, смогут ли обычные граждане купить акции "Почты России", могу сказать одно - как государство решит, так и будет.

    А готовы вы к акционированию?

    Дмитрий Страшнов: Степень готовности в первую очередь выражается в оформлении прав на почтовое имущество в собственность государства. Отмечу, что за 10 лет - до прихода нашей команды - в собственность было оформлено всего 23 процента активов. На сегодняшний день мы оформили в собственность государства более 70 процентов имущества Почты.

    К Новому году будут оформлены права более чем на 80 процентов объектов имущества, а к концу первого квартала 2015 года мы ставим цель - оформить более 90 процентов.

    Оставшийся объем - порядка 5-7 процентов, останется под судебными спорами, так как мы продолжаем оспаривать ряд объектов из-за того, за что по ним либо утрачены документы, либо там достаточно долгое время, опять же, без документального подтверждения, находятся какие-то другие субъекты. И мы пытаемся доказать в суде, что это собственность государства.

    Кроме того, за полтора года в результате инвентаризации нам удалось найти более чем 4,5 тысячи объектов почтового имущества и оформить их в собственность государства. Если бы мы их не нашли, то все эти объекты могли бы в процессе акционирования просто исчезнуть. Или кто-то их, условно говоря, мог приватизировать.

    Печкин банкует

    Создание почтового банка откладывается до проведения акционирования?

    Дмитрий Страшнов: Вопрос о почтовом банке остается одним из наиболее важных. Тенденция к замещению наличных расчетов банковскими картами и операциями по счетам является объективной реальностью.

    Почта, с ежегодным объемом транзакций по финансовым услугам более 3,5 триллиона рублей, сегодня не может следовать этому тренду, поскольку не имеет возможности открывать своим клиентам банковские счета. К сожалению, в последние годы мы уже фиксируем значительный отток клиентов в банки. В то же время создание банка на базе филиальной сети "Почты России" помогло бы не только сохранить наших клиентов, но и предоставить базовые банковские услуги для четверти населения страны, которые сегодня не имеют к ним доступа, проживая в сельской местности. Эти деньги сейчас не работают, и в текущей ситуации особенно важно привлечь их в экономику страны.

    Немаловажно, что благодаря банку Почта сможет обеспечить доходы, требуемые для модернизации и выполнения своих социальных функций, а значит, предприятию не потребуются субсидии государства. Отмечу, что во всех мировых почтовых администрациях, которые обладают собственной разветвленной сетью филиалов, ее содержание и развитие финансируется именно за счет доходов от банковских услуг.

    Почта заявляла о том, что хочет быть агрегатором, посредником между интернет-магазином и потребителем. Желание еще осталось?

    Дмитрий Страшнов: Формат площадки, на которой потребитель может увидеть предложения от нескольких интернет-магазинов, сделать заказ, оплатить его и оформить доставку, - это очень правильный формат для почты.

    Но мы не должны превращать себя в интернет-магазин. Мы должны предоставлять возможность другим игрокам использовать нашу платформу и с помощью наших логистических услуг доставлять и продвигать свои товары.

    Это будет способствовать развитию и международной, и российской онлайн торговли, а также отечественных интернет магазинов. Плюс ко всему, благодаря широкой филиальной сети "Почта России" может стать связующим звеном между производителем или продавцом, с одной стороны, и клиентом, в том числе не имеющим доступа в Интернет, - с другой. Но пока это - пилотный проект, в рамках которого мы тестируем такую технологию взаимодействия.

    Ключевой вопрос

    Дмитрий Евгеньевич, будете менять тарифы на доставку газет в 2015 году?

    Дмитрий Страшнов: "Почта России" обслуживает примерно 20 миллионов подписчиков в России, доставляя более одного миллиарда экземпляров подписных изданий в год.

    После того как нам в текущем году были единовременно и полностью отменены субсидии на доставку подписных изданий - а это три миллиарда рублей - мы были вынуждены поднять тарифы. Когда почтальон идет по маршруту, то в сумке у него может находиться абсолютно разная периодика - и кроссворды, и развлекательные издания, и общественно-политические газеты. И, наверное, действительно государство не должно субсидировать почте доставку кроссвордов, но при этом не должны пострадать социально-значимые общественно-политические издания, являющиеся проводниками государственной информационной политики.

    Поэтому мы полностью поддерживаем инициативу Общероссийского народного фронта (ОНФ), добившегося выделения 300 миллионов рублей на прямую поддержку региональных изданий.

    Мы также прилагаем все усилия для того, чтобы поддержать издательства. Мы ввели гибкую систему скидок как для издательств, так и для подписчиков, открыли для издателей свои розничные отделения и отдали приоритет в выкладке региональным общественно-политическим СМИ.

    Чтобы сделать подписку на издания более доступной, с 2015 года мы переходим на прямые договоры с издательствами и запускаем собственное подписное агентство. Что же касается тарифов, то планов их повышения более чем на уровень инфляции у нас нет.

    Что ждете от наступающего 2015 года?

    Дмитрий Страшнов: Мы понимаем, что 2015 год для экономики страны будет непростым. Он будет непростым и для "Почты России". Нам будет необходимо продолжать почтовые реформы, несмотря на возможные рыночные изменения.

    Да, возможно, нам придется затянуть еще одну дырочку на ремне, так как мы должны рассчитывать только на самих себя. Так что работы у нас будет больше. Гораздо больше, чем раньше.

    Поделиться