В этом году российские сельхозпроизводители могут похвастаться рекордным урожаем зерна - практически 104 миллиона тонн в чистом весе. Однако возник экономический парадокс: цены на этот вид продукции за последние 5 месяцев выросли на 80 процентов. И это вызвало негодование спикера Совфеда.
- Зерно формирует основную цену на продовольственную корзину. Это не только хлеб, но и молоко, мясо и так далее. Почему вы допустили это, Николай Васильевич? Почему минсельхоз не реагирует в таких форс-мажорных обстоятельствах? Объясните мне, - потребовала Матвиенко.
- Потому что зерно - валютный товар. Но уверяю, что мы не допустим дефицита ресурсов на внутреннем рынке с точки зрения удовлетворения внутренних потребностей. Мы держим руку на пульсе ежедневно и круглосуточно, - отреагировал Федоров, добавив, что министерство проводит закупочные интервенции, чтобы поддержать стабильность цен на рынке зернопроизводителей.
- Уже допустили, - парировала спикер. - Сегодня бьют тревогу и пекари, и руководители животноводческих комплексов: растет цена на зерно - растут цены на комбикорм. Значит, меры, которые вы принимали, были несвоевременны и недостаточны.
Продолжая развивать эту тему, Матвиенко выступила против экспорта зерна в ущерб интересам российских потребителей. Она призвала незамедлительно принять уточненный баланс этой продукции. На рынке, по ее мнению, должен присутствовать гарантированный запас зерна, достаточный для внутреннего потребления при возможном неурожае в следующем году. "Вы будете персонально отвечать за эту ситуацию", - пригрозила она министру.
Между тем глава Совфеда не сомневается, что России по силе обеспечить свои потребности в сельхозпродукции и стать ведущим игроком на мировом аграрном рынке. Для этого нужно кардинальным образом усовершенствовать механизм кредитования с учетом особенностей аграрного производства и предусмотреть как беззалоговое кредитование вновь начинаемому бизнесу, так и предоставление гарантий под соответствующие проекты. Сейчас, по мнению Матвиенко, процедура получения кредита сельхозпроизводителями сложна и непрозрачна, процентные ставки завышены, и к тому же у сельхозпроизводителей, как правило, отсутствует необходимая залоговая база. "В результате почти половина хозяйств у нас в стране вообще не имеют доступа к кредитным ресурсам", - посетовала спикер, призвав менять эту ситуацию.
Немало проблем связано с кредитованием сезонных весенне-полевых работ. По словам Николая Федорова, минсельхоз оценивает дополнительные госрасходы на поддержку посевной в 20 миллиардов рублей из-за роста ключевой ставки ЦБ до 17%. В целом потребность в кредитах на проведение сезонных полевых работ в 2015 году составляет 246 миллиардов рублей, из которых 140 миллиардов потребуется на весенние работы. "Крестьяне приступили к подготовке к весенне-полевым работам, и в этом контексте нельзя не учитывать, что происходит рост цен на семена и минеральные удобрения. Целесообразно нам с Центральным банком и различными ветвями власти рассмотреть возможность целевого финансирования коммерческих банков для кредитования сезонных весенне-полевых работ", - полагает министр.
Если в этом году минсельхоз рассчитывает на рост сельхозпроизводства на уровне 5%, то в следующем - Николай Федоров не исключил уменьшения объема производства в АПК. Ранее в 2015 году прогнозировался рост сельхозпроизводства России порядка 2,8%, но при наличии относительно стабильных макроэкономических и природно-климатических условий. По мнению министра, если и в дальнейшем макроэкономическая ситуация будет ухудшаться, то Россию ждет падение производства сельхозпродукции порядка 4%.