Готовность к старту по итогам этого года выразили 25,3% россиянок, не готовы 42,8%. При этом негативное отношение к самозанятости разделяют только 20% женщин. Наиболее важным стимулом для старта россиянки назвали возможность получения дополнительного дохода (31,1% женщин), на втором месте - повод реализовать свои бизнес-идеи (23,8%) и на третьем - независимость от работодателя (22%). Интересно, что мужчины оценивают эти факторы несколько иначе: 32% видят в самозанятости дополнительный заработок, 29% - способ работать на себя, 27% - возможность реализовывать свои идеи. "У наших соотечественниц интерес к предпринимательству не меньше, чем у женщин за рубежом. Особенно у тех, кто относится к поколению "Y". Они больше верят в успех, они более открыты новому, они еще не сталкивались с такими прелестями отечественной экономики, как дефолт, деноминация, а также с бюрократическими препонами. Представительницы прекрасного пола постарше лучше представляют себе препятствия на пути малого бизнеса, они осторожнее в выборе и тщательнее подходят к организации бизнеса. Часто решение об открытии бизнеса женщина принимает в связи с тем, что ей необходимо совмещать воспитание детей с карьерой, а собственное дело позволяет подстраивать график под себя", - объяснила генеральный директор консалтинговой компании "Драйвер Перемен" Ариадна Денисова.
По итогам 2013 года дополнительный заработок отмечали 30% потенциальных бизнес-леди. А независимость от работодателей привлекла 18,2% женщин. Третьим стимулом 15% россиянок назвали желание совмещать работу и заботу о семье.
Более половины (55,3%) опрошенных считают общество дружелюбно настроенным по отношению к предпринимательству. Треть (30,6%), напротив, уверена, что окружающие относятся к владельцам бизнеса без симпатии. Непростое отношение в обществе, в частности, и к женскому предпринимательству. "Женщину не всегда готовы принимать на равных, она не может заключать договоры в бане или на охоте с партнерами-мужчинами. Однако, с другой стороны, женщине бывает легче договориться, особенно если она выглядит привлекательно, так как научно доказано, что внешне привлекательные люди чаще добиваются успеха в переговорах, - отметила Ариадна Денисова. - Чаще всего женщины предпочитают организовывать бизнес в социальной сфере, например, открыть частный детский сад или найти себя в торговле и услугах, поскольку именно эти сферы в нашем обществе считаются соответствующими слабому полу".
Женское предпринимательство зачастую имеет социальное лицо, что априори требует поддержки со стороны государства. И такая помощь здесь будет как нельзя кстати. "Конечно, никто бы из нас не отказался от помощи и внимания государства, однако, мне кажется, поддержка женщин не должна основываться на том, что их права ущемляются. Это не только не решит проблему, но и усилит отношение к нам как к представительницам слабого пола, неспособным самостоятельно решать свои проблемы. Возможно, лучше сделать акцент на помощи тем секторам малого бизнеса, где женщины-предприниматели встречаются чаще. Это социальные проекты, услуги, медицина, образование", - добавила Денисова.
По мнению эксперта в запуске бизнеса, основателя школы travel-журналистики Travelogia Юлии Щукиной, чтобы запустить свой бизнес, важно стать специалистом в своей теме, той работе, которая интересна: "Общество будет всегда оказывать влияние, мнение окружающих будет мешать реализовать идеи. Открытие своего дела нужно в первую очередь для самореализации. И важно понять, чем хочешь заниматься, пробовать разные идеи и проекты. Если вселенная посылает тебе какую-то идею, то всегда найдутся силы и способы ее осуществить. Не нужно бояться того, что что-то не сразу получается. Главное - понимать, что ничто не проходит зря".
По мнению экспертов, одним из главных моментов, на которые нужно обращать внимание женщине-предпринимателю, является команда. Всегда все хочется делать самой. Но нужно учиться распределять свое время и ответственность. "Также очень важно ставить конкретные цели на определенный промежуток времени, чтобы впоследствии видеть и чувствовать результат своей работы, - уверена Юлия Щукина. - Нужно грамотно вести счет деньгам и объяснить своим близким, в чем суть вашего проекта и почему он для вас важен. Нарисуйте четкую картину будущего, сфокусируйтесь, ведите учет результатов, ни в коем случае не бросайте начатое в отчаянии. Не принимайте поспешных решений. И обязательно нужно вкладывать средства в свое обучение и развитие".