Бизнес-образование станет более востребовано в кризис

Рынок бизнес-образования должен стать более сегментированным и ориентированным на практику.

К таким выводам пришли участники Международной конференции "Образование для бизнеса в эпоху перемен". "В новой экономической ситуации изменяется профайл профессиональных кадров, которые будут получать бизнес-образование. И перед всей системой дополнительного образования сегодня стоит ряд вызовов, - отметил президент Российской ассоциации бизнес-образования Сергей Мясоедов. - Несмотря на спад, интерес к образованию сохраняется. Как известно, экономический цикл в нашей стране сейчас входит в период рецессии. Но для бизнес-образования эта фаза несправедлива. Бизнес-образование растет не только в период подъема, но и во время рецессии. И главный вызов для бизнес-школ нашей страны сегодня заключается в том, чтобы использовать эту фазу рецессии и укрепиться на рынке. Наша задача - взять все живое и прогрессивное, что сейчас есть в отрасли, и на этой подушке пережить период 3-4 лет, когда бизнес-образование будет сжиматься".

По мнению экспертов, сейчас наступает тот момент, когда денег для бизнеса уже мало, но для образования хватает. "Если через полгода начнется подъем, то бизнес-образование поднимется еще больше. Проблема в том, что деньги становятся дороже, а значит, бизнес-образование должно быть более сегментированным. Клиенты хотят тех практических знаний, которые помогут им совершить прорыв в своей бизнес-сфере. Школам нужно уходить от общих подходов. Еще один важный момент - обмен опытом. Мы должны встречаться, консолидироваться, чтобы вместе использовать новые процессы как возможности для развития", - уверен Сергей Мясоедов.

Одна из основных проблем на рынке бизнес-образования, по мнению экспертов, - несоответствие требуемых компетенций труда и уровня подготовки кадров. "Конкуренция за привлечение высококачественного человеческого капитала будет повышаться. К 2020 году мир столкнется с дефицитом специалистов, спрос будет превышать предложение. Наиболее остро нехватка кадров будет ощущаться в Китае, США, Японии и России. В этих условиях главная задача для бизнес-образования - обеспечить подготовку топ-менеджмента. Работодатели крупных компаний планируют провести сокращение кадров на 10% и найма на 5%. Но при этом они убеждены, что хорошие управленцы будут востребованы всегда, - рассказала директор Международного союза экономистов (МСЭ) Маргарита Ратникова. - Новая экономика будет более практико-ориентированная. Бизнес-школам стоит разработать систему рекомендации по адаптации к изменениям и требованиям рынка и внедрению новых технологий".

Бизнес-климат действительно меняется, и компании проводят реструктуризацию. "Бизнес-образование должно к этому адаптироваться. Сегодня поступают правильно те компании, которые вкладываются в дополнительное профессиональное образование. Они в перспективе будут более подготовленными для революционных изменений, которые произойдут после кризиса", - считает председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс.

По мнению председателя Комитета по малому и среднему бизнесу Ассоциации европейского бизнеса Орлина Ефремова, сейчас ограничение международного сотрудничества мешает деловому климату: "Но, несмотря на это, качество бизнес-образования в России растет. Российские специалисты все чаще начинают занимать должности топ-менеджеров в европейских компаниях. Это означает, что западный бизнес уверен в наших топ-менеджерах. Но помимо развития образования для "топов" нужно уделять внимание также малому и среднему бизнесу. Именно малые компании в перспективе смогут исправить сложившуюся экономическую ситуацию".