Авторы доклада считают, что главным направлением внутренней политики государства в ближайшее время должно стать снижение издержек для предпринимателей. "Проявление политической воли по таким вопросам, как коррупция, трудовое законодательство, лицензии, разрешения, налоговое администрирование, таможенное регулирование, усилия по нормализации судебной сферы и криминогенной обстановки, способно снизить издержки российских бизнесменов на треть", - говорит директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР Наталья Волчкова.
Россия сильно уступает другим экономикам по показателям комфортности делового климата. Например, каждая четвертая компания в России считает: в стране нет доступа к кредитам, и это основное препятствие для ведения бизнеса. Для сравнения: в странах Восточной и Центральной Европы только 10-15% компаний отмечают отсутствие доступных займов. По данным ЦЭФИР, менее 8% инвестиций российских компаний финансируется за счет банковских средств. В Чехии эта цифра на уровне 16%, в Венгрии - 10%, Эстонии - 20%.
Среди ключевых проблем российской экономики эксперты назвали отсутствие диверсификации, при которой ТЭК сильно опережает остальные отрасли, а экономический рост, построенный на экспорте энергоносителей, не может гарантировать стабильного развития экономики в долгосрочной перспективе. "Проблема отсутствия диверсификации беспокоит десятки лет, но как только проходит период низких цен на нефть и наступает рост, сразу же все инвестиции внутри страны направляются в нефтегазовую отрасль, а высокотехнологичный бизнес перестает развиваться. Так уж устроена экономика: деньги идут туда, где легче всего можно заработать. Естественно, эти тренды должны сглаживаться за счет государственных расходов, правительство должно искусственно в периоды эйфории поддерживать альтернативное производство", - говорит Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ".
Очень важно сегодня снижать стоимость ведения бизнеса в России, особенно малого. "Административные и бюрократические издержки для малого и среднего предпринимательства могут забирать 2/3 валовой маржи, - говорит Яков Любоведский, исполнительный директор Союза органического земледелия. - Самое поразительное, что в России и для крупного бизнеса, и для малого одни и те же бюрократические условия". Например, получить землю для ведения сельхозпроизводства могут только крупные компании, которым по карману услуги двух-трех юристов для полугодового (минимум) оформления документов. Для них это небольшой процент в расходах. А вот малые и средние сельхозпроизводители должны будут потратить значительную долю своих ресурсов, чтобы получить землю, и для большинства это непосильно.
Андрей Никитюк, председатель правления General Invest, уверен, что государство имеет комфортные условия для развития внутреннего производства: "Это и минимальный внешний долг, и достаточные резервы, которые важно не израсходовать впустую. Кстати, политика по ослаблению рубля в последнее время говорит о том, что государство не намерено тратить резервы впустую, несмотря ни на какое давление". Уже настало время оглянуться на бизнес, обеспечить снижение налогового бремени и упрощение бюрократических процессов, отрегулировать кредитную политику на снижение ставок для поддержки предпринимательства, создать офшорную амнистию для тех, кто возвращает средства на счета российских банков. Сейчас время дать мощный импульс для запуска внутреннего предпринимательства. Не стоит ждать быстрого эффекта, в ближайшей перспективе возможны и замедление экономики, и снижение ВВП, но при правильном управлении, несмотря на санкции со стороны некоторых государств, в долгосрочной перспективе можно ожидать колоссального роста в отдельных областях производства.
Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК, считает, что снижением издержек и контролем стратегических инвестиций ситуацию не исправить. "Неправильно утверждать, что негативные явления в экономике обусловлены внешними факторами. Если посмотреть на то, что происходило с российской экономикой ранее, то мы увидим, что темпы экономического роста неуклонно снижались: в 2011 году рост ВВП составил 4%, в 2012 году - 3,2%, в 2013 году - 1,3%, в первом полугодии 2014 года - 0,8%, - говорит он. - У нас только с середины года появились санкции, самые серьезные - только с августа. Вывод напрашивается не очень приятный, что мы бы и без падения цен на нефть, без санкций дошли бы до рецессии. Прибавились эти безусловно негативные факторы, и в рецессию мы входим быстрее".
Эксперт также добавил, что не издержки сегодня волнуют бизнес. Скорее, руководителей компаний волнует высокая неопределенность экономической ситуации, низкий внутренний спрос и растущая налоговая нагрузка.