По данным mobile SQUARED, из-за ОТТ до 2016 года "голосовые" доходы операторов снизятся на 20%. Чтобы оставаться конкурентоспособными, операторы на развитых рынках запускают новые направления VAS (Value Added Services, дополнительные виды обслуживания): eHealth, М2М/IoT, экология, цифровые сервисы, бизнес-сегмент, конвергенция с медиабизнесом, финансы, безопасность с использованием сотовой связи, ритейл.
На развивающихся рынках, несмотря на рост проникновения смартфонов и ОTT, голос продолжит доминировать. Еще долгие годы множество абонентов будет нуждаться в простейших базовых услугах голоса и SMS. "Но при этом традиционные операторы медленно, но верно проигрывают высокодоходные сегменты рынка ОТТ-игрокам. Операторы связи владеют сетевой и IT-инфраструктурой, инвестируют в ее развитие и несут затраты на эксплуатацию. Если доходы не будут окупать расходы операторов, то в долгосрочном плане качества и емкости сети не хватит для всех OTT-игроков.
Поэтому основной вопрос в балансе интересов всех игроков: абонентов, операторов, ОТТ-сервисов, производителей телефонов и оборудования, а также государства. Участникам рынка нужно найти взаимовыгодную парадигму предоставления и монетизации ОТТ-сервисов, - считает директор департамента развития и продвижения продуктов компании "Техносерв" Павел Кочнов. - Варианта два, либо абоненты начнут платить за гарантированное качество OTT-сервисов, либо провайдеры ОТТ-сервисов заключат договора по обеспечению качества доставки их услуг с операторами связи. Например, компания Google уже бесплатно ставит специальное оборудование на сети операторов для уменьшения задержек при просмотре роликов на YouTube. Следующим шагом может быть регулярный платеж от Google оператору в зависимости от объема трафика YouTube".
Эксперты видят возможное спасение для мобильной отрасли в запуске сервиса RCS (Rich Communications Services). Он позволяет пользователям обмениваться мгновенными сообщениями и "обогащать" голосовые звонки, обмениваясь видео и другими файлами прямо во время разговора. На июнь 2014 года 32 оператора запустили и еще 87 операторов Испании, Южной Кореи и США планируют запустить этот сервис централизованно до 2015 года. В России крупнейшие операторы пока тестируют и готовятся внедрять этот сервис. "У RCS же есть потенциал стать базовым универсальным стандартом мультимедийной связи в отличие от других сервисов (Skype, Viber и т.п.) с закрытой архитектурой. Проникновение RCS в РФ будет тяжелым, надо будет завоевывать территорию. Как показывает опыт США и Европы, использование абонентами Skype - не смертельный приговор для операторов. Искусно используя тарифную политику и современные наработки в области массовых продаж, можно привлечь абонентов к операторскому RCS. Многое будет зависеть от программы-клиента, которую оператор предложит абонентам. Если созданная программа будет удобной, практичной, со стильным интерфейсом, абонент захочет запускать ее вновь и вновь, и пробовать общаться разными способами", - считает Павел Кочнов.
Еще одним из главных трендов в ближайшее время станет развитие OSS/BSS (Operation Support System/Business Support System - общее наименование для категории прикладного программного обеспечения внутренних бизнес-процессов операторов связи способных одновременно поддерживать работу, как с физическими, так и виртуализованными сетевыми элементами). Виртуал сетевых функций (NFV) и концепция программно-конфигурируемой сети (SDN) - это наиболее эффективный способ решить проблему управления сетью на фоне быстрого роста трафика. Рынок SDN/NFV в России находится на начальном этапе развития, операторы пока лишь изучают возможности виртуализации OSS/BSS.