"Проблемы предпринимательства сегодня - это проблемы всего общества. Вопрос обеспечения преемственности в бизнесе становится очень важен, особенно для сферы молодежного предпринимательства, - отметила директор Департамента предпринимательства и услуг ТПП РФ Анна Палагина. - К сожалению, молодые люди продолжают настороженно относиться к статусу предпринимателя. Но в этой сфере кроется огромный нераскрытый потенциал для экономики России. Сегодня предприниматель должен стать самым уважаемым человеком в обществе, он берет на себя большую ответственность и создает рабочие места. В этой сфере тема наставничества очень важна, ведь во многом успех молодых людей, начинающих свой бизнес, зависит от того, кто окажется рядом".
Действительно, эта тема пользуется вниманием со стороны предпринимательского сообщества. "Появляется все больше организаций, занимающихся поддержкой предпринимательства. Без менторской поддержки 90% проектов погибают. И сейчас бизнес-менторство, наконец, переходит из стадии хаотичного развития в стадию систематизации. И в этом процессе очень важен международный обмен опытом и пересмотр практик", - считает руководитель программы менторской поддержки Центра инновационного развития Москвы Николай Булатов.
Программы менторской поддержки сегодня развиваются по всем миру. "В Израиле мы развиваем образовательные программы по бизнесу для детей и молодежи, - рассказал основатель и генеральный директор Young Engineers Амир Асор. - Наставничество - незаменимая вещь, чтобы подготовиться к ведению бизнеса. Управлять компанией даже с небольшим штатом без опыта очень сложно. А менторы помогают работать с банками и налоговыми органами".
В Индии тоже развивается волонтерское менторство. "Опытные предприниматели готовы добровольно и безвозмездно оказывать консультации и делиться опытом. Главным мотивом для них является моральное удовлетворение от того, что они помогают людям, которым не хватает знаний и навыков, - объяснил наставник программы BYST Коппада Хансрадж. - Каждый чувствует потребность сделать что-то хорошее для общества - это социальный мотив. В Индии наставники не только помогают молодым предпринимателям, но и работают координаторами: ищут опытных предпринимателей и вовлекают их в эту социальную работу. У нас есть наблюдательный совет и стратегический комитет. Каждые два месяца они рассматривают вопрос о том, нужно ли привлечь новых людей".
Есть рынки, на которых, как и в России, менторская среда только формируется. "Например, в Монголии многие люди пока даже не представляют, как открыть свой бизнес и вести его. Поэтому мы поняли, что нужно развивать программу наставничества в Монголии. И с начала работы программы прибыльность бизнеса в стране выросла на 15%, - отметил генеральный директор Development Solutions NGO Бат-Орших Ерденебат. - У нас были опасения, что такой формат не приживется в Монголии, потому что обычно люди хотят получать деньги за то, что делятся какой-то технологией и опытом. И сначала так и было, но мы объяснили, почему опытному предпринимателю делиться знаниями может быть выгодно. Раньше у нас было только 17 наставников, сейчас их стало гораздо больше, и мы выходим на следующий этап - повышение качества работы наставников с помощью новейших технологий".
Директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития РФ Наталья Ларионова отметила, что Россия имеет давнюю традицию наставничества как передачи опыта: "Во времена Советского Союза это было структурированной и продуманной деятельностью. Но это было развито в государственном секторе. Традиции частного бизнеса формируются только сейчас, и у нас еще нет старших и младших поколений предпринимателей. Они пока сосредоточены на развитии своего бизнеса. Но через 20 лет в России появится первая волна предпринимателей, которые вышли в отставку. Именно они составят основной пласт наставников, которые захотят делиться опытом и оставаться включенными в бизнес-процессы. Пока что мы будем внедрять элементы наставничества в программу молодежного предпринимательства. Это индивидуальная работа, она еще не носит массовый характер. Доля малого и среднего бизнеса (МСБ) в России еще мала, и наша основная задача - увеличить ее хотя бы в два раза".
Менторство не решит эту проблему, но окажет положительное воздействие на развитие среднего и малого бизнеса, поскольку ценность наставничества понятна как подопечной компании, так и самому наставнику. "Это взаимодействие открывает новые возможности, ускоряет рост. Для каждого конкретного случая есть свои преимущества. Но пока непонятен вопрос, как это стимулировать и что могут сделать государство и общественные институты, чтобы сформировать эту систему, - отметил генеральный директор ГБУ "Центр инновационного развития" Москвы Константин Фокин. - У нас есть программы, которые помогают сделать первые шаги, но пока нет инструментов, которые могли бы сделать эту историю масштабной. А для России программа менторства должна измеряться сотнями тысяч наставников. Сейчас есть примеры успешного вовлечения волонтеров в систему поддержки МСБ, но должны быть инструменты, которые позволят гораздо большему числу людей приобщиться к этой деятельности. Более опытные менторы будут драйверами для начинающих. И наша задача - закрутить этот клубок".