Статус фонда начал обсуждаться еще при формировании федерального бюджета на 2015-2017 годы. Тогда минфин представил комплекс мер по сокращению федеральных расходов, в числе которых было предложение, касающееся работы ФОМС и ФСС. Фондам предложили отдавать в бюджет профицитную часть своих доходов.
Это ставит под вопрос внебюджетный статус фонда. Открытым остается и вопрос принадлежности собранных в ФСС средств. "Мы - профсоюзы - до сих пор не можем найти общий язык с минфином. Что такое Фонд социального страхования? Чьи в нем деньги? Это страховое общество или государственное?" - вопрошает Давид Кришталь, заместитель председателя Федерации Независимых Профсоюзов России (ФНПР).
Совершенно противоположный и более понятный для бизнеса механизм предлагает минтруд - перевод ФСС на страховые принципы. В министерстве считают, что это можно обеспечить за счет изменения организационно-правового статуса ФСС - фонд можно реформировать в публично-правовую компанию - в АО со стопроцентной госсобственностью или в госкорпорацию. Этой точки зрения придерживаются и в Российском союзе промышленников и предпринимателей. РСПП предлагает установить страховую модель функционирования ФСС. "Фонд должен напоминать по своей модели страховые компании, которые своими ресурсами, своими фондами, в том числе резервными, отвечает перед страхователем и застрахованным лицом", - говорит Федор Прокопов, председатель комиссии РСПП по профессиональным стандартам.
Ни один из вариантов не предусматривает сохранения существующего статуса ФСС. Очевидно, что для использования "излишков" или, напротив, для ограничения подобных решений требуется уточнить статус фонда. В самом фонде с этим согласны. "В этом году велся спор, чьи же у нас деньги - государственные или работодателя? Но как бы мы ни "окрашивали" эти деньги, если они нужны, то мы никому не можем их отдать, кроме того, кто нам их дал, - это работодатель", - говорит Андрей Кигим, председатель ФСС. Изначально при введении страховых взносов говорилось о том, что эти платежи будут внебюджетными. Но на деле они стали частью финансов, судьбу которых решает государство и которые могут быть перераспределены туда, где средств недостаточно. "Это не секрет, что государство рассматривает средства этого фонда как часть большой бюджетной системы, из которой можно под нужды государства изъять копеечку. Иногда изымаются существенные ресурсы. Поэтому в 2015 году у нас пройдет ряд дискуссий. Мы не спешим принимать решения, но диалог должен идти", - говорит Прокопов.
Это не значит, что государство должно быть исключено из жизни фонда. "Государство может выступать в качестве плательщика взносов в ряде случаев. В частности, когда оно освобождает кого-то от полной уплаты взносов, к примеру, организации малого бизнеса, или создает особые зоны. Также государство выступает в роли крупнейшего работодателя. Достаточно взять бюджетную сферу, в ней трудится около 25 млн человек, из 70 млн людей, которые работают в России. Поэтому государство имеет право контролировать работу фонда", - считает Прокопов. Участие и контроль государства бизнес и работники полностью поддерживают, несправедливым, по их мнению, является изъятие средств на нужды, не связанные с соцстрахованием.
Одна из задач, на которую работодатели и работники считают нужным направить излишние средства фонда, - это реабилитация пострадавших на производстве. "У нас, если человек получил травму, его фактически списывают. Мы говорим об инвалидности, полученной на производстве. И задача работодателей, профсоюзов и фонда - сделать все, чтобы человек вернулся", - говорит Давид Кришталь. Сегодня на работу после полученной травмы возвращается 50% сотрудников. Казалось бы, немало. Но в той же Германии процент восстановления работников и возврата на рабочее место составляет 90%.
Наличие у ФСС профицита можно объяснить экономностью фонда. Так, ФСС уже не первый год ведет работу по совершенствованию системы выплаты больничных. До конца 2015 года ФСС планирует завершить подготовку проекта "Электронный больничный лист". "Пилотный" проект сейчас реализуется в трех регионах - Белгородской, Астраханской областях и в Москве. В отработке принимают участие три стороны: региональное отделение ФСС, работодатели и медучреждения. Проект устраняет бумажные больничные, которые сотрудник приносит работодателю после болезни. Врач оформляет больничные листы в электронном виде и направляет их сразу в ФСС. Кроме того, планируется внедрить выплату больничных напрямую из ФСС. "В 2015 году мы должны с минздравом и работодателями отработать схему информационного обмена и представить предложение по внесению изменений в законодательство", - сообщил зампред ФСС Сергей Алещенко. Выплаты по больничным листам будут выплачиваться напрямую на личный лицевой счет застрахованного сотрудника в банке или направляться по почте. Работодатель в этом случае уже не выступает посредником в выдаче больничных. По замыслу авторов этих мер, они должны серьезно снизить расходы на бумагу, число поддельных больничных и случаи незаконного возмещения денег из фонда.