Напомним, что соответствующий закон в регионе был принят еще 6 ноября 2013 года, когда перед собственниками жилья была поставлена задача до конца февраля 2014-го определиться со способом накопления средств на ремонт своего дома. А в апреле в платежных документах владимирцев за жилищно-коммунальные услуги уже появилась новая графа. С тех пор основными "донорами" программы капремонта жилья стали не бюджеты разных уровней, а сами жители.
Скидка на возраст
Первые результаты этого процесса были получены минувшей осенью. В середине сентября в деревне Вяткино Судогодского района экспертная комиссия подписала акт приемки работ по полной замене давно прохудившейся кровли. В тот же день капремонт завершился в многоквартирном доме по улице Чайковского в городе Гусь-Хрустальном.
Таким образом, как отметили эксперты, не только существенно улучшились жилищные условия граждан, но и была подтверждена эффективность программы капремонта. Однако оптимизма этот вывод прибавил далеко не всем.
- Мне уже под 80, и я не хочу платить за ремонт чужих домов. А до того, как очередь дойдет и до моего - в 2034 году, я просто не доживу! - выразила свое несогласие участница публичных слушаний, организованных по инициативе областного "Народного фронта", Людмила Рябихина.
В области более 450 тысяч граждан пенсионного возраста. Средняя пенсия в 2014 году составляет 11,3 тысячи рублей, минимальная - 6044 рубля. Подсчитано, что при областном тарифе на капремонт в 6,5 рубля с одного квадратного метра жилья среднестатистическому обитателю многоквартирного дома придется ежемесячно платить 350-400 рублей. Таким образом, годовой взнос может достигнуть половины или даже одной ежемесячной пенсии. Для пожилых людей это огромные деньги.
- Но проблема не только в цене, но и в неверии, - полагает руководитель владимирской общественной организации "Народный контроль" Алексей Смирнов.
По суду и следствию
- Общеизвестно, что по закону о приватизации муниципалитеты, прежде чем передавать жилье в собственность гражданам, обязаны были его капитально отремонтировать, но сделано этого не было, - продолжает Алексей Смирнов. - Оправдываются, что в 1990-е не хватало денег. Хорошо, тогда исполните закон, который действует до сих пор, задним числом. Статья 16 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ" гласит: "...за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилфонда".
Кроме того, как напоминают общественники, в 2006-2007 годах по постановлению мэра Владимира о накоплении на капитальный ремонт аналогичные взносы собирали местные МУПы. При их ликвидации все средства ушли в городской бюджет. И в этом случае, уверены специалисты, также необходима корректировка. По мнению Алексея Смирнова, муниципалитет "мог бы взять на себя хотя бы дома 70-80-х годов постройки и таким образом помочь пенсионерам".
Так считала и инициативная группа жителей Фрунзенского района областного центра, обратившаяся в суд с иском к своей управляющей компании. Граждане потребовали "признать незаконным включение в платежную квитанцию с 1 марта 2007 года отчисления на капитальный ремонт". Пятеро активистов прошли через три инстанции. Окончательный вердикт в их пользу вынесла судебная коллегия по гражданским делам Владимирской области.
- Суд мы выиграли, потому что руководствовались жилищным законодательством, - объясняет председатель совета многоквартирного дома по улице Добросельской Константин Егорычев. - В статьях 45-48 Жилищного кодекса сказано, что решения о ремонтных работах принимает общее собрание. Оно является высшим органом управления дома, а нас поставили перед фактом. Правда, в таком же положении оказались все жители района. Но деньги вернули лишь нам, истцам, как будто мы только для себя это делали!
Цифры с потолка
По официальным данным регионального Фонда капремонта, к настоящему времени уровень собираемости платежей во Владимирской области составляет чуть более 60 процентов. Среди неплательщиков - и вышеупомянутый владимирский пенсионер Константин Егорычев, накопивший с апреля задолженность более чем на две тысячи рублей.
- Дайте смету, проверенную организацией, имеющей на это лицензию, - заявляет он. - По всем видам работ должны быть заключения экспертов и сметная документация, а по всем видам технической документации - заключение госэкспертизы. Покажите акт технического состояния дома. А пока этого нет, тариф на капремонт в 6,5 рубля взят с потолка и экономическими расчетами не обоснован.
- Идея хорошая, но пока вариант ее реализации смахивает на аферу, - согласен руководитель рабочей группы "Качество жизни" ВРО ОНФ Игорь Шубников. - В период формирования областной программы капремонта сведения об износе более 12 тысяч домов брались в Бюро техинвентаризации. По закону же ревизию фактического износа зданий необходимо было провести до 15 июля, но этого не сделано. Строительство связано со сметой. А как можно собирать деньги на ремонт, не имея данных фактического износа?
Ряд общественников от ЖКХ считают, что схема обслуживания регионального счета капремонта, на котором аккумулируются средства граждан, работает не в их интересах. Банк, выигравший конкурс, предложил региональному Фонду капремонта процентную ставку всего в 3,1 процента годовых, в то время как другие готовы были начислять 7-8.
- Если учесть, что годовой оборот фонда около миллиарда рублей в год, разница в 4-5 процентов выльется в потерю огромной суммы, - недоумевает Алексей Смирнов.
После критики в свой адрес гендиректор НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области" Антон Кулешов уведомил, что руководством этой структуры принято решение о фиксации части собранной суммы в качестве так называемого неснижаемого остатка, на который банк будет начислять не 3,1, а 6 процентов годовых. Правда, вскоре чиновник оставил этот пост, отбыв, как сообщают, на повышение в столицу.
Поставили галочки
По данным регионального Фонда капремонта, на 31 октября в области сформировано 176 лотов по 505 многоквартирным домам на общую сумму 633,5 миллиона рублей. Правда, коммунальные чиновники заявили, что отремонтировать все дома, которые вошли в программу капремонта на 2014 год, не успеют. Но успокоили: финансирование программы допускает проведение ремонтных работ до 31 декабря 2015-го.
По данным директора департамента ЖКХ Лидии Смолиной, на 15 октября приняты в эксплуатацию лишь девять, к сдаче после капремонта были готовы еще 22. Это количество не превышает и 10 процентов от плана. Чиновники особо не вдаются в разъяснение причин такой задержки. А вот общественники своего мнения не скрывают.
- Я был в комиссии по определению подрядных организаций для капремонта под управлением бывшего руководителя Фонда, - рассказал член общественной палаты Владимирской области Эдуард Николаев. - Документы представило большое число подрядных фирм, претендующих на лот. Но среди них не было представителей муниципальных образований, для которых и рассматривали заявки. В связи с этим я категорически отказался от участия в комиссии. Почему с третьего раза принимают работы? Да потому что выбираем недостойных подрядчиков. Администрация должна была провести свой конкурсный отбор подрядных организаций - проверить, сколько лет они на строительном рынке, какие объекты выполняли, как их сдавали. Но солидные строительные организации в торгах не участвовали, их почему-то не пригласили. Вместо этого происходило формальное рассмотрение пакета представленных документов и ставились галочки...
При реализации региональной программы капремонта случаются порой и нетривиальные накладки. Так, в июне 2012 года суд по гражданскому делу, руководствуясь статьей 16 закона о приватизации, обязал администрацию города Владимира провести в 2014-м капремонт многоквартирного дома N 67б по улице Большая Нижегородская. В настоящий момент здесь завершаются работы с крышей. Фасад, инженерные системы и фундамент были отремонтированы летом.
Однако, как выяснилось, этот дом включен в региональную программу, в связи с чем с жильцов собирают деньги в общий Фонд. Более того, очередной капремонт крыши запланирован здесь на 2016 год, фасада - на 2021-й, внутридомовых инженерных сооружений - на 2029-й, фундамента - на 2035-й. Как отмечают юристы, это противоречит не только банальной логике, но и "Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", в котором указаны минимальные сроки до проведения следующего капремонта.