23.12.2014 19:09
    Поделиться

    Почему предприятия СЗФО не научились экономить энергию

    Частные и государственные компании в регионах СЗФО начинают задумываться об оптимизации потребления электроэнергии. Мероприятия, повышающие энергоэффективность, не только позволяют бизнесу тратить меньше денег, но и снижают выбросы углекислого газа в атмосферу. Однако до конкретных проектов дело доходит не часто. Что мешает предприятиям экономить и улучшать экологию, снижая потребление энергоресурсов, выяснила корреспондент "Российской газеты".

    Своя энергия дешевле

    Недавно у хлебокомбината в Псковской области появилась собственная мини-электростанция. Пять современных микротурбинных установок трансформируют энергию газа в электричество. В качестве бонуса встроенный тепло-утилизатор вырабатывает тепловую энергию и нагревает воду. Летом тепло будет превращаться в холод с помощью специальных холодильных машин.

    По словам заместителя главного директора хлебокомбината по техническим вопросам Дмитрия Иванова, энергоцентр имеет мощность 325 киловатт, что покрывает потребности предприятия на 70-80 процентов. Параллельно вырабатывается порядка 600 киловатт тепловой энергии - этого хватает на отопление помещений и подогрев воды.

    Стоимость собственной энергии в 2,5-3 раза ниже покупной. С такой экономией энергоцентр окупится уже через четыре года. Затем хлебокомбинат сможет экономить на энергоресурсах несколько миллионов рублей в год. Масштабная реформа на предприятии назрела после энергетического обследования, которое провел Центр энергосбережения Псковского государственного университета.

    - Мы проанализировали работу хлебокомбината, оценили, сколько денег компания тратит на покупку электро-энергии, - комментирует корреспонденту "РГ" ситуацию директор Центра энергосбережения Валерий Зибров. - Разработали для предприятия программу энергосбережения и предложили создать собственный энергоцентр. Подобрали оборудование, рассчитали его оптимальную мощность. Нашим специалистам помогали студенты ПсковГУ. Некоторые из них в рамках этого проекта написали дипломные работы, а потом остались работать в Центре энергосбережения.

    Проект мини-электростанции на основе микротурбинных установок давно доказал свою эффективность. К примеру, около 50 таких турбин восемь лет обеспечивают электричеством горнолыжный комплекс в Ленинградской области. Специалисты не исключают, что после успешного эксперимента на псковском хлебокомбинате заявок на создание энергоцентров станет больше.

    - Это самый экологически чистый вид генерации, если говорить о способах получения энергии путем сжигания топлива, - продолжает Валерий Зибров. - К нам уже приезжали хлебопеки из других регионов, изучали опыт. Есть интерес со стороны одного крупного псковского бизнес-субъекта. Проект мини-электростанции на основе турбин универсальный, он подойдет многим производственным компаниям. Главное требование - чтобы предприятие работало круглосуточно или хотя бы в две смены.

    Исключения из правил

    Строго говоря, почти все энергетические обследования, которые в обязательном порядке проводились в рамках закона "Об энергосбережении", должны были вылиться в работу по оптимизации потребления энергии. Однако случай с псковским хлебокомбинатом - скорее исключение, чем правило.

    - Ни для кого не секрет, что энергоаудит в большинстве случаев проводился формально, иногда даже без выезда на объект, - поясняет Валерий Зибров. - До принятия закона "Об энерго-сбережении" в официальный реестр минэнерго РФ входило порядка 260 компаний, которые занимались энергетическими обследованиями. Сейчас насчитывается несколько десятков тысяч таких фирм. Где эти так называемые энергоаудиторы нашли десятки тысяч сотрудников, способных профессионально провести обследование? Ответ: нигде. Они и не стремились работать качественно. Просто выдавали бумажки с печатью и получали за это деньги.

    Еще одна причина, по которой энергоэффективные мероприятия редки, связана с их стоимостью. Зачастую сложно убедить предпринимателя вложить десятки миллионов рублей в неизвестные технологии, даже при условии стопроцентного возврата средств через несколько лет.

    Решить эту проблему может энергосервисный контракт. Это довольно новая для нашей страны услуга, призванная свести затраты заказчика практически к нулю. Энергосервисная компания проводит энергосберегающие мероприятия на объектах заказчика за свой счет. Заказчик, в свою очередь, оплачивает работы из средств, сэкономленных на энергоресурсах.

    Еще одна энергосервисная модель - перформанс-контракт. Как правило, услуги по такому договору оплачиваются по завершении тестового периода, когда клиент убедится, что запланированный уровень экономии достигнут. Если эффекта нет, платит уже компания-поставщик.

    - На самом деле риски заказчика фактически отсутствуют: он ничего не вкладывает и входит в проект только при условии достижения уровня энергосбережения, - отмечает Сергей Семенов, руководитель энергосервисного отдела международной компании, которая занимается управлением электроэнергией. - При этом компания получает экономию по удельным затратам на производство продукции, снижает капиталоемкость, получает в пользование энергоэффективное оборудование. Сегодня в России складывается парадоксальная ситуация: схема энергосервиса выглядит настолько привлекательной, что многие в нее просто не верят. И неудивительно: люди в нашей стране привыкли, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Но энергосервис - платная услуга. Просто заказчик оплачивает ее из средств, которые так или иначе потратил бы на энергоресурсы.

    Пример для подражания

    Удачным примером энергосервиса в промышленности может стать сотрудничество между одной из первых российских энергосервисных компаний и АвтоВАЗом. Модернизация системы производства сжатого воздуха позволяет автогиганту экономить 40 процентов электроэнергии, оптимизация отопительной системы - 20 процентов тепла. Суммарная стоимость мероприятий по оптимизации потребления ресурсов превысила 30 миллионов евро.

    Заключаются энергосервисные контракты и в субъектах Северо-Западного федерального округа. К примеру, крупнейшая новгородская энергосервисная компания в последние годы активно работает с бюджетными организациями.

    В прошлом году в восьми образовательных учреждениях установили оборудование для автоматического регулирования подачи тепловой энергии, которое ориентируется на температуру наружного воздуха и температуру внутри помещений. Кроме того, подача тепла уменьшается в ночное время, выходные и праздничные дни. Благодаря новой технике уже удалось сэкономить 3,7 миллиона рублей. В текущем году работа продолжается. За три квартала образовательные учреждения заключили 21 энергосервисный контракт.

    Востребована услуга энергосервиса и в жилищно-коммунальной сфере Новгородчины. Сейчас реализуются четыре контракта по модернизации водопроводно-канализационного хозяйства стоимостью 11,5 миллиона рублей. Ожидаемый экономический эффект превысит шесть миллионов рублей в год.Это хороший пример для подражания, считают эксперты. Региональное правительство нацелено на эффективное расходование бюджетных средств. А энергосервисные контракты помогают бюджетным организациям экономить деньги, внедряя новые технологии.

    Несмотря на перспективность энергосервиса, развитие рынка на сегодняшний день ограничивается рядом проблем. Это и нехватка мотивации у руководителей бюджетных учреждений, и непонимание механизмов энергосервиса при планировании финансирования, и отсутствие гарантий возврата средств энергосервисным компаниям, если бюджетное учреждение не сможет отвечать по своим платежным обязательствам. Проблемы характерны для большинства российских регионов и должны решаться на федеральном уровне, считают эксперты "РГ".

    Впрочем, непростая экономическая ситуация, которая сложилась в нашей стране, может сыграть на руку рынку энергосервиса. С одной стороны, многие отрасли отечественной промышленности начали ориентироваться на импортозамещение. С другой стороны, потенциальное сокращение доходности заставляет руководителей предприятий искать новые пути оптимизации и снижения расходов.

    - Рано или поздно предприниматели начнут считать, сколько денег они тратят на энергоресурсы, - подводит итог Валерий Зибров. - И поймут, что инвестиции в мероприятия, повышающие энергоэффективность производства, очень выгодны.

    Прямая речь

    Сергей Савчук, генеральный директор российской компании, которая оказывает услуги в сфере энергетики и энергосбережения:

    - Для успешной реализации энергосервисного контракта важно, чтобы компания-исполнитель обладала сильными компетенциями в техническом, организационно-юридическом и инвестиционном планах, могла грамотно провести энергоаудит, имела надежных поставщиков качественного оборудования, которые должны давать определенные гарантии, причем на срок действия энергосервисного контракта. В противном случае исполнитель рискует собственными деньгами, поэтому выходить на рынок энергосервиса неподготовленным ему просто не имеет смысла.

    Это дополнительный плюс в пользу заказчика: при выборе исполнителя можно не сомневаться в его добросовестности, поскольку некомпетентные и недобросовестные компании просто не возьмутся за сложно структурированные проекты и не будут рисковать своими же деньгами. Энергосервисный контракт - очень специфический для рынка продукт.

    Поделиться