Новости

23.12.2014 00:43
Рубрика: Экономика

Провод по-восточному

ШОС формирует общий энергорынок
Текст: Виктор Калюжный (директор секретариата российской части Энергетического клуба ШОС, экс-министр энергетики РФ)
В Астане завершилось совещание глав правительств стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Среди основных рекомендаций - развитие многостороннего сотрудничества стран в энергетической и инфраструктурной сферах. Это потребует как уточнения и согласования региональных энергетических инвестпроектов, так и создания более четкой правовой базы для их реализации.

"Cигнал", поданный руководителями стран-членов организации, призван стимулировать более тесное сотрудничество в энергетике между странами ШОС.

То же касается роли транспортной инфраструктуры региона, но, на мой взгляд, требуются некоторые корректировки в планах развития дальневосточной транспортной системы РФ.

В частности, Транссиб надо "разворачивать" не только для перевозок Восток-Запад, но в обратном направлении, поскольку многие европейские страны интересуются этим вариантом торговых связей с восточноазиатскими странами. Для этого предлагалось в свое время усилить Транссиб и БАМ веткой Тайшет-Сургут, выходящей на транспортную сеть Уральского и Европейского регионов РФ. А в целом, для укрепления позиций РФ в регионе ШОС и на европейско-восточноазиатском рынке транзитных услуг требуется создание комплексного коридора с участием Транссиба, БАМа и проекта тоннеля Сахалин-Хабаровский край. Этот проект и упомянутый коридор привлекателен для Японии и соседних с ней Южной Кореи, Тайваня. Тем более что имеется встречный японский проект, сориентированный на транзит в Европу через РФ: это проект тоннеля между Хоккайдо и Сахалином (через пролив Лаперуза) с прямым выходом, через Сахалин, на транзитный коридор Транссиб-БАМ.

Что касается "товарного" присутствия РФ в экономике ШОС, надо увеличивать экспорт высококачественной продукции с высокой добавленной стоимостью. Скажем, продуктов нефте- и газохимии, все более востребованных в этом регионе. Но здесь неизбежная серьезная конкуренция, ввиду активного развития этой отрасли во многих других странах региона ШОС.

Но для такого направления экспорта требуется достаточная сырьевая база, а она в нефтяной "части" проблематична. Потому что в стране достигнут пик добычи - в районе 520 млн тонн в год. Поэтому активных запасов осталось максимум на 5-7 лет. А освоение трудноизвлекаемых запасов более длительное по времени и требует тщательно выверенных подходов.

Решение этих вопросов, с участием Энергетического клуба ШОС, позволит создать в регионе стабильный топливно-энергетический комплекс.

Экономика Отрасли Энергетика Экономика Отрасли Нефть и газ Международные организации ШОС