Новости

23.12.2014 00:23
Рубрика: Общество

Право на страницу

Социальные сети давно стали частью нашей жизни. С юридической точки зрения обычно на них смотрят как на источник всевозможных нарушений авторских прав. Администраторы социальных страниц выкладывают в общий доступ фильмы, фотографии, музыку и тексты и тем самым нарушают исключительные права.

Однако есть и другая сторона медали: на практике добросовестные пользователи все чаще сталкиваются с нарушением своих прав. Например, когда страницу известной личности или компании, используемую в коммерческих целях, начинают копировать другие пользователи без ссылок на источник или полностью заимствуют для обмана потребителей.

Многие компании (порой весьма успешно) используют соцсети как маркетинговый инструмент для продвижения собственных товаров и услуг. Активность компании в социальных сетях позволяет генерировать дополнительные продажи, а иногда становится основным или единственным каналом продаж. Социальные сети в силу своих особенностей и возрастающего значения "формируют аудиторию", это "сетевые "места скопления" адресатов рекламы, продуктов и услуг". Ведение блога компании уже выделилось в отдельное направление маркетинговой деятельности (social media marketing - SMM). Работа в этой сфере включается в должностные обязанности сотрудников внутри компании или передается на аутсорсинг специализированной фирме - SMM-агентству или PR-агентству.

Таким образом, компании тратят значительные средства на ведение своих страниц в соцсетях. Затраты эти состоят из: оплаты труда сотрудников или исполнителей, которые продумывают общую концепцию позиционирования компании в социальной сети, составляют контент-стратегию и реализуют ее, действуя как редакция корпоративного СМИ; выплаты авторских вознаграждений авторам контента - статей, фотографий, видеороликов и т.д.; уплаты лицензионных вознаграждений за платный контент, размещаемый на странице; расходы на продвижение страницы (рекламу).

Следовательно, интерес компании в защите собственного блога в соцсети очевиден.

Как правильно оформить права на контент в социальных сетях?

Прежде чем говорить о нарушении интеллектуальных прав, всегда важно определить, есть ли вообще эти права у пострадавшего и как правильно они оформлены.

Страницу в социальной сети с точки зрения закона (ст. 1225 ГК РФ) можно отнести к следующим видам результатов интеллектуальной деятельности (РИД): произведение науки, литературы и искусства; база данных.

Страница как произведение выступает в качестве так называемых вторичных произведений: сложных объектов (ст. 1240 ГК РФ) или составных произведений (подп. 2 п. 2 ст. 1259 ГК РФ).

При защите прав на страницу как составное произведение следует доказать, что страница в соцсети - это не просто совокупность отдельных составных элементов - постов (текстов, видеороликов, фотографий, гиперссылок на другие страницы в сети Интернет и т.д.), а что указанные элементы страницы являются материалами, подбор и расположение которых представляют результат творческого труда. При этом сами элементы страницы не обязательно должны быть самостоятельными произведениями, а автору составного произведения в соответствии с п. 2 ст. 1260 ГК РФ принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).

В случае если отдельные элементы страницы являются самостоятельными объектами авторских прав, то страница может рассматриваться как сложный объект (ст. 1240 ГК РФ). В случае нарушения прав в отличие от составного произведения не нужно будет доказывать творческий характер подбора и расположения элементов, но нужно будет обосновать, что страница включает несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

Страница в соцсети может защищаться и как база данных. В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 1260 ГК РФ под базой данных понимается представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ. Страница в соцсети отвечает данным легальным признакам. Для соответствия признаку возможности систематизации материалов следует в материалах страницы (постах) использовать метки (теги), позволяющие делать поиск и сортировку материалов.

При защите прав на базу данных подлежит доказыванию наличие существенных затрат на создание страницы. В связи с этим необходимо заранее готовить документы, подтверждающие расходы. Суд по интеллектуальным правам в одном из дел уже высказался о странице в соцсети как о базе данных . В рассматриваемом деле истец обратился за защитой своих прав на базу данных - страницу в социальной сети "ВКонтакте". Отменяя решения нижестоящих инстанций и отправляя дело на новое рассмотрение, суд обратил внимание на основные моменты, которые нужно установить для обоснованной защиты прав: во-первых, необходимо определить компоненты, составляющие спорную группу (страницу в соцсети), которые могут быть использованы с помощью компьютерной программы, во-вторых, дать оценку их совокупности как материалу, собранному по определенному адресу в сети Интернет, и в-третьих, учесть критерии, характеризующие контент как базу данных.

Как эффективно использовать закон для защиты своих прав?

Закон предоставляет широкие и разнообразные возможности для защиты своих прав не только на отдельные произведения, размещаемые на странице в социальной сети, но и прав на всю страницу в целом. Выбрать виды РИД для защиты прав и подходящие средства защиты поможет грамотный юрист. Он будет ориентироваться на особенности контента страницы и характер деятельности по ее созданию.

Пока же в качестве универсальных рекомендаций можно предложить следующие превентивные меры для защиты прав на страницу: оформлять договоры со всеми лицами, участвующими в создании страницы: с авторами и "техническими" помощниками; приобретать права на контент, используемый для оформления и информационного наполнения страницы, чтобы не нарушить чужие права; фиксировать все расходы на создание страницы, в том числе рассмотреть возможность постановки страницы на баланс в качестве нематериального актива.

При исполнении вышеуказанных рекомендаций защита контента, как правило, осуществляется в досудебном порядке, при помощи простых административных процедур, через подачу претензионного письма и прилагаемых свидетельств на право собственности результатов интеллектуальной деятельности.

Общество СМИ и соцсети