Тем самым президент вызвал волну жесткой критики в свой адрес. На одной из площадей в центре Праги его пытались забросать яйцами и бутербродами. В ходе массового митинга ему показали тысячи красных карточек. Его противники пообещали проводить еженедельные марши протеста к президентской резиденции. Телеканалы в прайм-тайм каждый вечер перемывали косточки Земану. Появились сообщения о том, что ряд политиков готовит законопроект, который должен ограничить полномочия главы государства, по сути свести их к чисто представительским функциям.
Апофеозом стала акция в Пражском Граде - этом чешском Кремле, где на соборе Святого Вита вывесили транспарант с надписью "Здесь сидит марионетка Путина". Восьми минут, в течение которых эта оскорбительная надпись красовалась на высоте пятьдесят метров, хватило для того, чтобы заранее оповещенные корреспонденты распространили сюжет по всей стране.
Вот когда заговорили об опасности пражского майдана и стали задавать вопросы, в том числе самые неудобные. Например, такой: отчего полиция и служба безопасности, солидно представленные на территории такого режимного объекта, как Град, не пресекли провокационную выходку полуодетых молодых мужчин во главе с голландцем ван Гемюндом? Этот человек и прежде не раз был засвечен в подобного рода акциях. Говорят, он является лидером скандальной группы Omen, по почерку схожей с Femen: и те и другие проводят свои акции топлес, то есть полуголыми.
Или другой вопрос: почему на осквернение святыни, какой для чехов является собор Святого Вита, никак не отреагировали иерархи католической церкви?
Но самая большая интрига заключается в том, как на все происходящее реагировал сам Милош Земан и не захочет ли он теперь скорректировать свою позицию в угоду оппозиционерам и тем, кто стоит за ними?
Иржи Овчачек, пресс-секретарь президента Чехии, считает, что корни такой массированной атаки на главу государства надо искать в недавнем прошлом?
- Таким образом сторонники проигравшего президентские выборы г-на Шварценберга мстят за свое поражение, - говорит он. - Это не первое их наступление. Ровно год назад они также провели ряд акций против президента. И тогда его рейтинг тоже значительно снизился, до 36 процентов. А потом поднялся и минувшим летом составлял свыше 50 процентов. Примерно такая же картина наблюдается и теперь.
Как он "держит удар"? Эти ежедневные наезды СМИ... Массовые акции... Эта надпись на соборе...
Иржи Овчачек: Что касается того инцидента, то он случился в воскресный день, когда г-н президент находился в своей загородной резиденции, в Лани. Он никак не комментировал его и не давал оценки ни людям, устроившим это, ни силам из службы безопасности.
Глава нашего государства в большой политике вот уже четверть века. И за это время он получил хорошую закалку. Когда пятнадцать лет назад он был премьер-министром, то на Вацлавскую площадь с требованием его отставки выходили до пятидесяти тысяч человек. И что? После этого он стал всенародно избранным президентом.
И потом, он хорошо понимает, что в отличие от небольшой группы радикально настроенных либералов чешская глубинка поддерживает президента. Господин Земан три дня каждого месяца обязательно проводит в регионах Чехии. В декабре он был в Южной Моравии. Как обычно, ежедневно встречался там с местными гражданами, причем на эти встречи приходили сотни и даже тысячи людей. Опять-таки по уже сложившейся традиции, президент вначале выслушивал своих оппонентов, отвечал на их самые неудобные вопросы. В частности, в ходе этой поездки его чаще всего спрашивали о России, об Украине, о Китае.
Говоря об украинском кризисе, президент всегда подчеркивает, что он поддерживает мирные инициативы Петра Порошенко, его усилия преодолеть негативные последствия. Кстати, в ходе их ноябрьской встречи в Братиславе г-н президент сказал, что если бы он был украинским избирателем, то проголосовал бы за Петра Порошенко.
В то же время остается неизменной его позиция по поводу войны санкций. Он считает, что санкции наносят вред обеим сторонам и никак не способствуют урегулированию конфликта.
Мой следующий собеседник, известный чешский политолог, философ и экономист Оскар Крейчи тоже считает, что атаки на Земана проводят в основном сторонники Карела Шварценберга.
Оскар Крейчи: Это не очень большая, но хорошо организованная группа людей, которая жаждет реванша. Я думаю, что их не более двадцати тысяч. Однако при этом за ними стоят большие деньги и их поддерживают телеканалы. То есть эта группа имеет все то, что является основой любой "цветной" революции. Надо признать, на них работают способные креативщики. Одна эта история с красными карточками, которые по сигналу одновременно показали Земану тысячи демонстрантов, очень выигрышно смотрелась по ТВ. В ходе своих массовых акций они используют ту музыку, которая сейчас популярна у молодежи - это, кстати, было и на майдане в Киеве.
Отчего церковь не выразила своего протеста? И прихожане никак не отреагировали на столь явную попытку осквернить святыню.
Оскар Крейчи: Похоже, что наши иерархи симпатизируют взглядам тех, кто совершил святотатство. А что касается прихожан, то не забывайте, что у нас нет такого фанатичного поклонения храмам, какое есть в других странах. Чехия недаром считается самым атеистическим государством Европы.
Правда ли, что в правительстве и парламенте зреет идея лишить главу государства части его полномочий?
Оскар Крейчи: Правда. Но правда и в том, что у президента их и так совсем мало. Просто Земан даже эти небольшие возможности использует так активно, что раздражает своих оппонентов.
Как будут дальше развиваться события?
Оскар Крейчи: Трудно строить прогнозы. У Земана не очень профессиональная команда. У него есть проблемы со здоровьем. Он, увы, иногда сам открывает двери своим противникам для их атак. Например, когда верные по сути мысли высказывает в нарочито грубой и даже непечатной форме. Хотя, с другой стороны, наш президент никого не боится, ему нравится драка, он чувствует себя в своей тарелке, когда окружен оппонентами.
Кстати, есть целый ряд серьезных экспертов, которые полагают, что все вышеперечисленные акции чешских оппозиционеров имеют своей главной целью не желание урезонить Милоша Земана, а послать своеобразный сигнал российскому президенту Владимиру Путину.