На основании нормативов градостроительного проектирования готовится документ под названием "Правила землепользования и застройки" (ПЗЗ), который утверждает представительный орган муниципалитета. Несмотря на то, что кодекс принят в 2005-м, утверждение ПЗЗ в городских поселениях и округах завершено только в этом году. И произошло это не в последнюю очередь потому, что данное мероприятие было включено в Дорожную карту Национальной предпринимательской инициативы и выполнено под жестким контролем бизнес-сообщества и минэкономразвития РФ. Все дело в том, что грамотное составление ПЗЗ дает инвестору полную информацию о том, где и что можно строить, какие трудности стоит ожидать. Некачественные Правила становятся ограничителем инвестиционного развития.
Но оказывается, что дальнейшие действия, - разработка документов по планировке территории и выдача градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), проектирование, - невозможны. Существующий регламент не позволяет сделать это так, как устроит будущего застройщика. И сегодня это одна из ключевых проблем. Значительное количество региональных практик в области градостроительства направлено на поиск "обхода" принципа универсальности градостроительного регламента.
На мой взгляд, чтобы предложенная схема заработала, необходимо предпринять некоторые шаги.
Во-первых, минстрою РФ следует сформулировать жесткие требования к уровню квалификации людей, оформляющих данную документацию. Это можно сделать в виде лицензирования, саморегулирования, аттестации или сертификации.
Во-вторых, заказчикам ПЗЗ, прежде всего муниципалитетам, нужно бороться с организациями, которые, пользуясь отсутствием квалификационных требований на госуровне, занижают стоимость разработки ПЗЗ на конкурсах и аукционах, демпингуют и в итоге создают некачественную документацию. Поэтому следует использовать методы качественного размещения заказов, предусмотренные законодательством, корректно и полно формулируя техзадания, устанавливая жесткие квалификационные требования, используя инструменты обеспечения исполнения обязательств, например, безотзывные банковские гарантии.
В-третьих, субъектам РФ необходимо внедрять лучшие практики разработок ПЗЗ и документации по планировке территории.
И, в-четвертых, на федеральном уровне следует унифицировать взаимодействие IT-систем, таких как кадастр, информационная система территориального планирования (ФГИС ТП), интегрированная автоматизированная инфосистема обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), фонды материалов и результатов инженерных изысканий, сделать этот процесс удобным для использования. Все эти данные должны быть частями одной ГИС-системы, а не разрозненными базами данных.