В итоге самая низкая планка трат у Челябинской области - 32,4 тысячи рублей на каждого жителя. В Курганской придется уже по 41 тысяче, невзирая на то, что она давно в списке бюджетных аутсайдеров РФ и, по свежим данным статистики, довольствуется продуктовым набором средней стоимостью около трех тысяч рублей в месяц на человека. На каждого свердловчанина на будущий год заложено в бюджет на пять с небольшим тысяч рублей больше, чем на курганца. В сибирской тройке запланированные траты резво скачут вверх в соответствии с высотой широт: Тюменская область - 82,5, Югра - 122,1, Ямал - 250 тысяч рублей на душу населения.
Арктический край и Южный Урал на разных полюсах с точки зрения производственных, транспортных расходов, величины зарплат и цен. Достаточно сказать, что на Ямале учителя и врачи зарабатывают по 60-100 тысяч рублей. И все-таки восьмикратная разница бюджетных трат потрясает. Недавно федеральное правительство распорядилось направить на поддержку бюджетной сбалансированности субъектов УрФО приблизительно 1,6 миллиарда рублей. Не случайно самая большая доля досталась челябинцам, а тюменцам и ямальцам в помощи отказано. Сохранение, а по мере возможности и повышение уровня выплат бюджетникам остается сверхзадачей властей.
Экономить в условиях спада в экономике остается на капстроительстве. К примеру, на Среднем Урале в 2015-м в дорожное хозяйство вложат всего 2,6 миллиарда рублей. Да, с почти 30-миллиардным дефицитом далеко не разбежишься. Тем не менее федеральный центр отнес Свердловскую область к донорам госбюджета наряду с Югрой и Ямалом.
На два автономных округа приходится 38 процентов налоговых региональных поступлений в российскую казну, напоминает профессор МГУ Наталья Зубаревич. Хотя сырьевая рента ныне полностью централизована, через "вторичные" налоги - на прибыль, НДФЛ, поступающие от предприятий ТЭКа, - добыча углеводородов позволяет северянам не бедствовать. В ЯНАО за счет казны пять лет кряду сдерживали рост коммунальных тарифов для бытовых потребителей. Грядущий год исключением не станет: здесь готовы направить на эти цели уже свыше 10 миллиардов рублей. Столько же, кстати, автономия занимает у банков для выполнения социальных обязательств.
А еще власти берутся наскрести по сусекам около шести миллиардов на выкуп дополнительной эмиссии акций "Корпорации развития" (в прошлом "Урал промышленный - Урал Полярный"). Эта компания, уставным капиталом которой владеют Югра, Ямал и Тюменская область, призвана, в частности, реализовать крупные транспортные проекты в арктическом крае. Пока до масштабных работ не дошло, а строительство моста через реку Надым застопорилось. Но для правительства ЯНАО принципиально важно проложить через Надым и Салехард железнодорожный широтный коридор, доведя его до морского порта Сабетта. Стоимость последнего, возводимого на средства госказны, выросла по сравнению с первоначальной оценкой на 22 миллиарда. Югра дала понять, что не намерена в очередной раз участвовать в софинансировании проекта. Тюмень, судя по холодной реакции депутатов облдумы на отчеты менеджеров корпорации, тоже добавки не обещает.
Зато правительства Югры и Тюменской области не остались безучастными к судьбе авиакомпании "ЮТэйр" - третьей в РФ по количеству обслуживаемых пассажиров. Просроченная задолженность перевозчика достигла 13 миллиардов рублей, кредиторы подали в суды десятки исков, после рождественских каникул в Ханты-Мансийске будет слушаться в арбитраже дело о признании компании банкротом. Во избежание печального финала федеральные и местные власти планируют расширение субсидирования внутрироссийских перевозок, госгарантий по кредитам.
Бизнес привычно надеется на помощь, в том числе и потому, что завершающийся год для так называемой тюменской матрешки в плане доходов оказался лучше, чем прогнозировали. В ЯНАО недавно распределили 11,5 миллиарда "безвозмездных целевых перечислений" от добывающих компаний. Досрочно заполнили налоговые закрома в ХМАО. На юге области также существенно перевыполнен план фискальных сборов, причем доля налога на прибыль организаций в январе-сентябре достигала рекордной отметки - 77 процентов. Дополнительные доходы пойдут на наполнение антикризисной "подушки". В 2009 году она выручала.
О поддержке экономики в Тюменской области не забывали. Скажем, в агропром направлено 4,5 миллиарда рублей, закуплена, в том числе за рубежом, очередная партия (3,5 тысячи голов) племенного скота. Рост промпроизводства превысил 11 процентов - яркая цифра на фоне приближающегося к нулю общероссийского показателя. Региону практически нет равных в РФ по объемам жилищного строительства. Их здесь не намерены снижать, сравнивая отдачу от возведения домов с эффектом от строительства дорог на Западе в пору депрессии.
На территорию, отличавшуюся до последнего времени высокой покупательской способностью (где, правда, 20-кратная разница в доходах между 10 процентами самых обеспеченных и 10 процентами самых бедных жителей), по инерции устремляется ретейл. В ближайшие пару лет в Тюмени, уже перенасыщенной розничными площадями, должны открыться еще восемь торговых центров. Между тем покупатель "мельчает", ощутимо сокращаются поступления налога на доходы физических лиц, что свидетельствует либо об уменьшении зарплат, либо об увеличении выплат в конвертах. По словам аналитика потребительского рынка Елены Сажиной, резкое снижение спроса в сочетании с инфляционными скачками может за год привести к разорению десятой части разноформатных магазинов, включая гипермаркеты.
Судя по всему, в период экономического спада будут ощущать себя беспомощными муниципалитеты. По доле их доходов в консолидированном бюджете область занимает одно из последних мест среди субъектов РФ, с горечью констатирует председатель Тюменской облдумы Сергей Корепанов. А все потому, что привыкли к субвенциям и дотациям.
По мнению Натальи Зубаревич, это типичное поведение, вызванное сверхцентрализацией управления. В муниципалитетах остаются крохи от собираемых налогов. Львиную долю забирают наверх для последующего перераспределения. При этом декларируется поощрение экономически успешных муниципальных образований, но нередко под таким предлогом бюджетную поддержку получают любимчики руководства, а неудобных, напротив, сажают "на хлеб и воду". К такой разлагающей практике прибегал один из уральских экс-губернаторов, поясняет экономист.
- При прямом, без посредников, налоговом стимулировании сильным муниципалитетам проще справиться с трудностями. НДФЛ нужно тратить на местах. Обращаю внимание на прекращение в регионах роста реальных доходов населения и вероятную опасность падения сборов налога на прибыль в Западной Сибири. Девелоперский пузырь, не исключаю, лопнет. В общем, кто предупрежден, тот вооружен, - подводит итог Наталья Зубаревич.