На экранизацию сказочной повести легендарной Астрид Линдгрен шведы в кооперации с норвежцами и англичанами собрали 7 млн долларов. Бюджет для 1986 года солидный. В качестве режиссера международного проекта пригласили нашего Владимира Грамматикова.
- Для меня это предложение было неожиданным, - рассказывает Владимир Александрович. - Шведов почему-то впечатлил мой фильм, не "Усатый нянь", как можно было подумать, а "Шла собака по роялю". Меня благословила на работу лично Астрид Линдгрен. Фильм мы снимали на английском, а потом уже дублировали на шведский и русский! И кто тогда мог подумать, что в нашей актерской обойме будущий обладатель "Оскара" (за лучшую роль второго плана в фильме "Боец" (2010) - Авт.). Кристиану Бэйлу, сыгравшему у нас сына садовника Юм-Юма, было всего 12 лет. И он вместе с Николасом Пиккардом (в роли Боссе-Мио) прошел у меня отбор на главные роли из 160 претендентов шести актерских английских школ!
...А Лена Ступакова в большое кино попала из секции скалолазания.
- Мы тренировались на скалах в Краснокаменке рядом с Ялтой, - рассказывает она. - И к нам заехал Валерий Павлович Павлотос, который отвечал за постановку высотных трюков в этом фильме. Он и еще какие-то люди просто наблюдали за нами. А потом мой тренер Маргарита Темникова сказала, что выбрали меня. Причем им нужен был мальчик, а выбрали почему-то меня.
По словам председателя крымского отделения Союза кинематографистов РФ Валерия Павлотоса, режиссер Владимир Грамматиков просил найти смелого, ловкого мальчика и поначалу категорически не соглашался, пока сам не увидел обаятельную, стриженную "под мальчика" девчонку.
- Но она же была отчаянно смелой, вообще не знала, что такое страх на высоте, по скалам лезла, как человек-паук, и не зря в своем возрасте уже завоевала кучу медалей, - рассказывает Валерий Павлович. - Грамматиков, как и вся наша интернациональная команда, от Лены был в восторге. Но я и не предполагал, какие испытания кроме высотных трюков ждали ее на съемочной площадке.
13-летняя школьница из Крыма вместо английских мальчишек и над Стокгольмом на бороде джинна летала, и в Башне смерти по стенам карабкалась, а потом с рыцарем Като мечами рубилась и в Крыму над пропастью по бревну шла. Особо стоит упомянуть, что в фехтовании партнером Лены Ступаковой был главный злодей картины - сам Кристофер Ли, к тому времени уже сыгравший киллера Франциско Скарамангу в "Бондиане" и неоднократно графа Дракулу в английских и американских постановках. Сейчас юные зрители его знают как Сарумана из киноэпопеи о хоббитах.
- Он меня подбадривал, иногда вместе с постановщиками боя подсказывал, как лучше замахиваться мечом, - вспоминает Елена. - Меч для меня был тяжеловатым, и я не могла с размаху точно попасть по замку, чтобы срубить его с двери. В этой же сцене Като атаковал не только мечом, но и пытался поразить меня шаровой молнией. И вот был такой момент, уклоняясь от этой молнии, которую потом впечатали в кадр комбинаторы, я срубала мечом цепь с подвешенным канделябром. Канделябр летел вниз, а я, ухватившись за цепь, поднималась под самый потолок зала. Все было рассчитано так, что сняли одним кадром - там нет никакого монтажа. До сих пор помню, как после съемок аплодировала вся группа.
Ну и, конечно, я и с Ником, и с Кристианом общалась - насколько мой школьный английский мне позволял. И их совсем не задевало, что я делаю вместо них трюки. Они оба были такие безбашенные, балованные, особенно Ник. Крис поспокойнее был. Меня еще поразило, что за ним везде нянька-гувернантка ходила, а он ей только приказывал: "Принеси то, подай это". Я еще думала: ну что это за пацаны, которые даже прыгнуть нигде не могут?!
После павильонных съемок на "Мосфильме" весной 1986-го у советской школьницы были съемки в Швеции! В Стокгольме для "мисс Ступаковой" был забронирован шикарный номер и закреплен персональный автомобиль. Когда шведы спросили ее, что бы она хотела купить, Лена долго не раздумывала: "Плеер и кроссовки "Адидас". В шведских кронах ее гонорар составлял 3 тыс. долларов, и она могла позволить себе "детские капризы".
- Меня привезли в огромный магазин, и там был целый отдел фирмы "Адидас", - рассказывает Елена. - Кроссовки по стенам с пола до потолка - выбрать из такого количества не представлялось возможным! И я, чтобы не мучиться, ткнула пальцем в нежно-розовые на двух липучках.
И на съемочной площадке у Лены был шикарный, сказочный эпизод. Она пролетала над ночным Стокгольмом на высоте 40 метров! Ялтинская девчонка рисковала вместо главного героя - по сценарию Боссе, зацепившись за бороду джинна, улетал в Диковинную страну. Шестиметровую бороду сделали наши умельцы на Ялтинской киностудии из полипропиленовых прядей швартового каната.
- Борода была закреплена на конце гидравлической стрелы автокрана, который пригнали на видовую площадку, - вспоминает Валерий Павлотос. - И борода пролетала над Стокгольмом, а вместе с ней и Лена, которая болталась на моих страховках - она двигала руками и ногами, даже перемещалась вверх и вниз, чтобы у зрителя не было сомнений, что это живой герой, а не манекен.
Все это еще было подсвечено снизу прожекторами, и на шведов это действие произвело сильное впечатление. Вокруг собрались сотни людей, останавливались машины. У Лены после приземления брали интервью корреспонденты газет и ТВ, как у суперзвезды или космонавта!
- Ажиотаж был такой, как будто в Стокгольме приземлились инопланетяне, - смеется Лена. - Меня приглашали на светские рауты в фешенебельных ресторанах, где мужчины были во фраках, а женщины в шикарных длинных платьях. И я вот сейчас удивляюсь: все это воспринимала без смущения и волнения, как будто со мной такое происходило всегда.
Заканчивались съемки для Лены в Крыму, и она там отметилась настоящим подвигом, о котором до сих пор не знают создатели фильма "Мио, мой Мио". Девочка-каскадер и кандидат в мастера спорта по скалолазанию сломала руку, споткнувшись возле своего дома! А ей предстояло еще переходить по бревну через 25-метровую скальную расщелину - Страну Желанную снимали уже в Крыму.
- Я честно неделю в гипсе успела отходить, а потом, когда начались съемки, у меня оставалось несколько кадров, афишировать перелом не стала, - смеется Елена. - Дома гипс сама снимала, уезжала на съемки, а потом опять бинтами прикручивала...
Мировая премьера сказки, саундтрек которой, кстати, написал сам Бенни Андерссон из легендарного квартета "АВВА", состоялась 28 сентября 1987 года. И чуть позже Владимир Грамматиков как режиссер этого фильма получил престижный приз Cinekid Film в Амстердаме.
Как сложились их судьбы
У Ника Пиккарда и Кристиана Бэйла после этой сказки кинокарьера пошла на подъем, но по разным траекториям. 39-летний Ник сейчас звезда английских многосезонных телесериалов. В обойму он попал сразу же с конца 1980-х и последние 18 лет блистает в роли Тони Хатчинсона из сериала "Холлиокс". Этой славы ему хватило на собственную сеть ресторанов в Лондоне и паб Chilled Eskimo для его мамы.
Криса именно после "Мио" заметил Стивен Спилберг и утвердил тогда еще 13-летнего мальчика на главную роль в своей военной драме "Империя солнца". И сегодня 40-летний Кристиан Бэйл - суперзвезда Голливуда с "Оскаром" в зачетке и супергонорарами за исполнение ролей Бэтмена в трилогии Кристофера Нолана "Темный рыцарь" и Джона Коннора в продолжении "Терминатора".
Ну а крымчанка Лена Ступакова как каскадер снималась еще в нескольких картинах. Летала над морем в сказке "Гуси-лебеди", дублировала подростков, героев фильма "Лиловый шар", вскарабкивалась матросом на мачты кораблей в "Приключениях капитана Блада". А потом вышла замуж - в 18 лет. Через год родила дочку Настю и еще через год - сына Александра. Вместе с мужем развивает свой сувенирный бизнес - разрабатывает дизайн украшений для женщин, сама делает бусы, браслеты, кулоны.
- Я счастлива, дети меня радуют - тоже хорошо учатся и спортом серьезно занимаются, - улыбается Елена. - Мой Сашка - футболист, а Настя - мастер спорта по художественной гимнастике. Могла в кино еще себя проявить, но мне, как и многим, возможно, помешали 90-е годы, не самые лучшие для кинематографа. А потом это было мне уже неинтересно, хотя если сейчас пригласят, я в отличной физической форме, могу подумать над таким предложением.